• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Композиционные приемы монтажа в трилогии Дины Рубиной «Наполеонов обоз» как средство циклообразования

Аннотация

Цель исследования - выявить композиционные закономерности трилогии, обозначить ее архитектонические циклообразующие константы на материале трилогии Дины Рубиной «Наполеонов обоз». Научная новизна заключается в следующем: выявлены новые принципы организации текста Рубиной, впервые описаны приемы монтажа различных художественных пространств, использование кинематографических стратегий в организации временно́го континуума, сопряжение различных хронологических линий по принципу палимпсеста. В результате доказано, что этот метод является специфическим для новейшей прозы писательницы и получил наиболее полное развитие в ее трилогии «Наполеонов обоз».

Источники

  1. Джиоева А. Т. Традиции семейного романа в отечественной прозе ХХ столетия: дисс. … к. филол. н. Саранск, 2019. 218 с.
  2. Зуева Г. С. Живописный экфрасис как способ характеристики главного героя романа Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы» // Известия Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». 2016. Т. 16. № 3. С. 321-325.
  3. Зуева Г. С. Собирательный образ героя трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 250-летию Н. М. Карамзина, 195-летию Ф. М. Достоевского, 125-летию О. Э. Мандельштама. Тамбов: ООО «Принт-Сервис», 2016. С. 367-371.
  4. Иванова А. Н. Сибирский текст в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Наука и образование сегодня. 2018. № 5 (28). С. 68-72.
  5. Ланге Н. В. Библейские имена в трилогии Дины Рубиной «Русская канарейка» // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2018. № 6. С. 52-56.
  6. Ланге Н. В. Топонимы в трилогии Д. И. Рубиной «Русская канарейка»: Одесса, Алма-Ата, Вена // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2019. № 7. С. 56-64.
  7. Несынова Ю. В. Мотив кукольности в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» // Филологический класс. 2015. № 2 (40). С. 75-81.
  8. Пановица В. Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д. Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое воплощение // Вестник науки Сибири. 2013. № 1 (7). С. 258-262.
  9. Резанова З. И., Пановица В. Ю. Ключевые текстовые метафорические модели трилогии Д. Рубиной «Люди воздуха» // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 382. С. 33-38.
  10. Рубина Д. И. Белая голубка Кордовы. М.: Эксмо, 2018. 624 с.
  11. Рубина Д. И. Камера наезжает! М.: Эксмо, 2014. 256 с.
  12. Рубина Д. И. Наполеонов обоз: в 3-х кн. М.: Эксмо, 2020. Кн. 1. Рябиновый клин. 448 с.
  13. Рубина Д. И. Наполеонов обоз: в 3-х кн. М.: Эксмо, 2020. Кн. 2. Белые лошади. 480 с.
  14. Рубина Д. И. Наполеонов обоз: в 3-х кн. М.: Эксмо, 2020. Кн. 3. Ангельский рожок. 480 с.
  15. Рубина Д. И. Почерк Леонардо. М.: Эксмо, 2008. 464 с.
  16. Рубина Д. И. Русская канарейка. Блудный сын. М.: Эксмо, 2019. 480 с.
  17. Рубина Д. И. Русская канарейка. Голос. М.: Эксмо, 2019. 640 с.
  18. Рубина Д. И. Русская канарейка. Желтухин. М.: Эксмо, 2019. 576 с.
  19. Рубина Д. И. Синдикат. М.: Эксмо, 2009. 544 с.
  20. Рубина Д. И. Синдром Петрушки. М.: Э, 2017. 512 с.
  21. Сильчева А. Г. Трилогия «Люди воздуха» Дины Рубиной: особенности художественного метода: дисс. … к. филол. н. М., 2019. 215 с.
  22. Сорокина Н. В., Абраменкова Л. Е. Традиции магического реализма в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Неофилология. 2019. Т. 5. № 20. С. 518-525.
  23. Хромов А. Кино без перерыва: лучшие примеры съёмки одним кадром [Электронный ресурс]. URL: https://dtf.ru/ cinema/28898-kino-bez-pereryva-luchshie-primery-semki-odnim-kadrom (дата обращения: 24.11.2020).
  24. Цатурян М. М. «Пражский текст» в романе Дины Рубиной «Синдром Петрушки» // Книга в современном мире: материалы Международной научной конференции. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. С. 265-269.
  25. Шафранская Э. Ф. Синдром голубки. Мифопоэтика прозы Дины Рубиной. СПб.: Свое издательство, 2012. 470 с.

Информация об авторах

Тулушева Елена Сергеевна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • Дина Рубина
  • трилогия
  • композиция
  • монтаж художественных пространств
  • Dina Rubina
  • trilogy
  • composition
  • montage of artistic spaces

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)