• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Метафоро-метонимические процессы при образовании молодежного жаргона (на материале современного немецкого языка)

Аннотация

Целью предлагаемой статьи является установление метафорических и метонимических типов образования новых лексических и фразеологических единиц в молодежном жаргоне современного немецкого языка с учетом их семантической, словообразовательной и фразообразовательной деривации для выявления принципов и способов создания образов, основанных на неожиданных ассоциациях. Научная новизна данного исследования заключается в определении отличительных особенностей метафор и метонимий молодежного жаргона. Полученные результаты показали отличие типов метафор и метонимий в молодежном жаргоне от типов метафор и метонимий общелитературного языка. Данное направление дополняется рассмотрением вопроса о взаимодействии процессов метафоризации и метонимизации и существовании термина «метафтонимия».

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: сб. / под ред. М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.
  2. Аюшева С. Н. Модели языковой метафоры в немецком молодежном жаргоне [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-yazykovoy-metafory-v-nemetskom-molodezhnom-yazyke (дата обращения: 10.02.2020).
  3. Виноградова Т. Ю. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. 348 с.
  4. Гусева А. Е. Отражение фразеологической картины мира в молодежном жаргоне (на материале немецкого и русского языков) [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21421415 (дата обращения: 31.10.2020).
  5. Девкин В. Д. Встреча с немецким сленгом // Язык и общество. Чтения Ушинского. Ярославль: ЯЛТУ, 2004. Вып. 3. С. 45-59.
  6. Коломиец Е. А. Русско-немецкий словарь современного молодежного жаргона. М.: Восток - Запад, 2005. 336 с.
  7. Ольшанский И. Г., Гусева А. Е. Лексикология: современный немецкий язык = Lexikologie: Die deutsche Gegenwartssprache: учебник для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 416 с.
  8. Первак Т. В. Языковая игра в теледискурсе (на материале немецкого языка): монография. М.: Прометей, 2020. 258 с.
  9. Розен Е. В. Подростково-молодежный словесный репертуар (на материале современного немецкого языка) // Иностранные языки в школе. 1975. № 2. С. 7-18.
  10. Санжарова О. Н. Концептуальные метафора и метонимия как различные когнитивные механизмы (системный подход) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 3 (117). С. 135-140.
  11. Телия В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация. Виды наименований / под ред. Б. А. Серебренникова, А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977. С. 129-222.
  12. Чэнь Цянь. Функционально-семантические особенности молодежного сленга (на материале интернет-форумов) [Электронный ресурс]. URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/587d36675f1be77c40d58e8c.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
  13. Шарманова О. С. Особенности взаимодействия и интеграции метафоры и метонимии как способ образования метафтонимии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2016. № 3. С. 11-14.
  14. Шемчук Ю. М. Метафора как образная параллельная номинация в языковой системе // Теоретические и прикладные аспекты лингвистики: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей / отв. ред. Ю. М. Шемчук. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. С. 120-123.
  15. Щербина В. Е. О природе метафорических образов фразеологических единиц немецкого и русского молодежного сленга // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (54). Ч. 1. С. 211-213.
  16. Constantin T. Das neue Berliner Schimpfwörterbuch. Berlin: Haude & Spencer, 2000. 96 S.
  17. Ehmann H. Endgeil. Das voll korrekte Lexikon der Jugendsprache. München: C. H. Beck, 2008. 178 S.
  18. Feyaerts K. Refining the Inheritance Hypothesis: Interaction between Metaphoric and Metonymic Hierarchies // Metaphor and Metonymy at the Crossroads: A Cognitive Perspective / ed. by A. Barcelona. Berlin - N. Y.: Mouton de Gruyer, 2003. 356 p.
  19. Goossens L. Patterns of meaning extension, “parallel chaining”, subjectification, and modal shifts // Metaphor and Metonymy at the Crossroads: A Cognitive Perspective / ed. by A. Barcelona. Berlin - N. Y.: Mouton de Gruyer, 2003. 356 р.
  20. https://chat4free.net/ (дата обращения: 11.09.2020).
  21. https://jugendnetz.de/ (дата обращения: 10.09.2020).
  22. https://www.knuddels.de/ (дата обращения: 10.09.2020).
  23. https://www.schulhofchat.de/ (дата обращения: 11.09.2020).
  24. Jakobson R. Der Doppelcharakter der Sprache und die Polarität zwischen Metaphorik und Metonymik // Theorie der Metapher / hrsg. von A. Haverkamp. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1996. S. 163-174.
  25. Neuland E. Jugendsprache. Eine Einführung. 2. überarbeitete und erweiterte Aufl. Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag, 2018. 274 S.
  26. Sonntag: Berliner Zeitung. 2012. 8. April.
  27. Taylor J. R. Linguistic categorization: Prototypes in linguistic theory. Oxford: Clarendon Press, 1995. 312 p.
  28. Vitamin.de: die Zeitung. 2008. № 36.
  29. 100% Jugendsprache 2019. München: Langenscheidt GmbH & Co. KG, 2018. 160 S.

Информация об авторах

Гусева Алла Ефимовна

д. филол. н., проф.

Московский государственный областной университет

Манукян Кристина Михайловна

Рогачевская средняя общеобразовательная школа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 октября 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • молодежный жаргон
  • метафора
  • метонимия
  • метафтонимия
  • youth slang
  • metaphor
  • metonymy
  • metaphtonymy

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)