• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Ассоциативный прайминг как способ реконструкции профессионально ориентированного иноязычного текста (на примере английского языка)

Аннотация

Цель исследования - определить, влияет ли наличие ассоциативных праймов на эффективность реконструкции профессионально ориентированного текста на английском языке. Научная новизна исследования заключается в том, что для получения наиболее полного и объективного представления о точности выбора слов и о представленности компонентов концепта, с которым связан отрывок из текста с пропусками, в языковом сознании учебного билингва были проанализированы компоненты тех же концептов на основе данных лингвистического корпуса (представленность концепта в языковом сознании носителя английского языка), а также проанализированы результаты свободного ассоциативного эксперимента. Результаты исследования показали, что доминирующие когнитивные стратегии, характерные для вторичной языковой личности будущего профессионала правоприменения, связаны с установлением отношений синонимии и гипонимии.

Источники

  1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2-х т. М.: Смысл; Академия, 2006. Т. 1. 448 с.
  2. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М. - Берлин: Директ-Медиа, 2014. 162 с.
  3. Владимиров И. Ю., Павлищак О. В. Преодоление фиксированности как возможный механизм инсайтного решения // Современные исследования интеллекта и творчества / под ред. А. Л. Журавлёва, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 48-64.
  4. Горохова С. И. Влияние семантического контекста на лексический поиск // Вопросы психолингвистики. 2016. № 2 (28). С. 120-131.
  5. Ермаков А. Е., Плешко В. В. Ассоциативная семантическая сеть: статистическая модель восприятия и порождения текста [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/ermakov/ (дата обращения: 07.08.2020).
  6. Залевская А. А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
  7. Малахова М. Н., Смердина Е. Ю., Алферова Ю. И. Law. Police. Society (Право. Полиция. Общество): учебное пособие по английскому языку: в 3-х ч. Омск: Омская академия МВД России, 2014. Ч. II. 268 с.
  8. Назайкин А. Н. Эффект прайминга в медиаисследованиях и рекламе [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2010/6/effekt-prayminga-v-mediaissledovaniyakh-i-reklame/ (дата обращения: 20.07.2020).
  9. Сазонова Т. Ю., Умеренкова А. В. Эффект обманутого ожидания: лингво-когнитивное моделирование // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 30-32.
  10. Тимошенко Е. А. Теоретические и экспериментальные истоки прайминг-эффектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37310 (дата обращения: 19.11.2020).
  11. Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминг-эффектов в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 4. С. 81-89.
  12. Bargh J. A., Chartrand T. L. Studying the Mind in the Middle: A Practical Guide to Priming and Automaticity Research // Handbook of Research Methods in Social Psychology / ed. by H. Reis, C. Judd. N. Y.: Cambridge University Press, 2000. P. 1-39.
  13. Grimes-Maguire R., Keane M. T. Evidence of Muddy Knowledge in Reaching for the Stars: Creating Novel Endings to Event Sequences // Proceedings of the Twenty-Sixth Annual Conference of the Cognitive Science Society. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 2004. P. 506-510.
  14. Hoey M. Lexical Priming. A New Theory of Words and Language. Stroud, United Kingdom: Taylor & Francis, 2005. XIII+202 р.
  15. Meyer D. E., Schvaneveldt R. W. Facilitation in Recognizing Pairs of Words: Evidence of Dependence between Retrieval Operations // Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 90. № 2. P. 227-234.
  16. Schacter D. L., Buckner R. L. Priming and the Brain. Review // Neuron. 1998. Vol. 20. P. 185-195.

Информация об авторах

Алферова Юлия Ивановна

к. филол. н.

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 января 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • идентифицирующая функция слова
  • ассоциативный прайминг
  • учебный билингв
  • профессионально ориентированный иноязычный текст
  • ассоциативный эксперимент
  • identifying word function
  • associative priming
  • foreign language learner
  • professionally oriented foreign-language text
  • associative experiment

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)