Рецепция французского физиологического очерка в России (на примере «типов» рабочего и старой девы)
Аннотация
В статье рассматривается вопрос рецепции французского физиологического очерка в России (на примере двух представленных в очерках «типов»). Цель исследования - на основе выделенных черт сходства и различия французских и русских текстов охарактеризовать физиологический очерк как жанр европейской художественной литературы, обнаруживающий наднациональные черты. Научная новизна: в ходе сопоставительного анализа нескольких французских и русских физиологических очерков было установлено, что русские очерки тяготеют к индивидуализации изображаемого героя, тогда как во французском тексте эта черта отсутствует. Результаты научного исследования: в процессе исследования обнаружено, что как для французских, так и для русских очерков характерно детальное изображение общественных «типов»; на основании выявленного тяготения к индивидуализации «типа» можно утверждать о наличии в русских очерках параллели к апологии «маленького человека».
Источники
- Башуцкий А. П. Водовоз // Наши, списанные с натуры русскими. СПб., 1841. Вып. 1-4. С. 1-29.
- Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. // Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 13-ти т. М.: АН СССР, 1956. Т. 10. С. 279-359.
- Вацуро В. Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 548 с.
- Голубицкий Ю. А. Физиологический очерк как предтеча социологических исследований [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskiy-ocherk-kak-predtecha-sotsiologicheskih-issledovaniy (дата обращения: 18.12.2020).
- Гусева Е. А. Становление и развитие физиологического очерка в русской литературе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-fiziologicheskogo-ocherka-v-russkoy-literature (дата обращения: 18.12.2020).
- Д’Эспийи М. Старая дева // Французы, нарисованные ими самими. Парижанки / сост., вступ. ст. и ред. пер. В. Мильчиной. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 495-512.
- Жанен Ж. Богомолка // Французы, нарисованные ими самими. Парижанки / сост., вступ. ст. и ред. пер. В. Мильчиной. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 713-738.
- Карева Ю. А. «Литературный дебютант» А. Сегонда и «русский фельетонист» И. И. Панаева (французские физиологии на русской почве) [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/56369 (дата обращения: 18.12.2020).
- Княжна -а. Барышня // Наши, списанные с натуры русскими. СПб., 1842. Вып. 5. С. 33-40.
- Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX в. М.: Просвещение, 1982. 239 с.
- Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма / под ред. Н. Л. Степанова и У. Р. Фохта. М.: Наука, 1969. С. 241-305.
- Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (русский физиологический очерк). М.: Наука, 1965. 321 с.
- Шишмарева Е., Жуков Л. Физиологический очерк // Литературная энциклопедия: в 11-ти т. / ред. колл. П. И. Лебедев-Полянский, И. М. Нусинов; гл. ред. А. В. Луначарский; ученый секретарь Е. Н. Михайлова. М.: Худож. лит., 1939. Т. 11. Стб. 713-716.
- Brisset M.-J. L’Ouvrier de Paris [Электронный ресурс] // Les Français peints par eux-mêmes. P., 1842. T. 1. URL: http://bergahammou.e-monsite.com/http-bergahammou-e-monsite-com-pages/les-francais-peints-par-eux-memes-encyclopedie-morale-du-dix-neuvieme-siecle/l-ouvrier-de-paris-mathurin-joseph-brisset-1792-1856.html (дата обращения: 18.12.2020).
- Janin J. Le Gamin de Paris [Электронный ресурс] // Les Français peints par eux-mêmes. P., 1840. T. 1. URL: https://www.gutenberg.org/files/60347/60347-h/60347-h.htm (дата обращения: 18.12.2020).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 26 января 2021.
- Опубликована: 9 апреля 2021.
Ключевые слова
- сравнительное литературоведение
- физиологический очерк
- тип
- рецепция художественного текста в иноязычной среде
- comparative literary studies
- physiological essay
- social type
- literary text reception in foreign-language environment
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»