• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

«Ода о танце» Фу Учжуна (I в. н.э.): в преддверии авторского и эстетического самосознания

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности поэтики и первой в истории Китая хореографической концепции «Оды о танце» Фу Учжуна (I в. н.э.), посвященной описанию «Танца на тарелках» Паньу. Научная новизна работы заключается в том, что эта ода никогда прежде не становилась предметом специального изучения в историко-типологическом и комплексном планах с привлечением данных различных гуманитарных наук. Она также впервые переведена на русский язык. В результате выявлены композиция оды и основные положения ее хореографической концепции: о секулярности танца, его самостоятельном эстетическом значении, программности, драматизме, роли в нем воображения, принадлежности к хореографическому жанру баллады.

Источники

  1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. 448 с.
  2. Алексеев В. М. Переводы китайской классической прозы / отв. ред. Л. З. Эйдлин. М.: АН СССР, 1959. 387 с.
  3. Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. М.: КДУ, 2007. 432 с.
  4. Балашов Д. М. Русская народная баллада // Народные баллады / вст. ст., подг. текста и прим. Д. М. Балашова, общ. ред. А. М. Астаховой. М. - Л.: Советский писатель, 1963. 448 с.
  5. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / общ. ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964. 368 с.
  6. Елина Н. Г. Развитие англо-шотландской баллады // Английские и шотландские баллады в переводах С. Маршака / отв. ред. В. М. Жирмунский, Н. Г. Елина; прим. Н. Г. Елиной, И. С. Маршак. М.: Наука, 1973. С. 104-131.
  7. Жирмунский В. М. Английская народная баллада // Английские и шотландские баллады в переводах С. Маршака / отв. ред. В. М. Жирмунский, Н. Г. Елина; прим. Н. Г. Елиной, И. С. Маршак. М.: Наука, 1973. С. 87-103.
  8. Захаров Р. В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1989. 237 с.
  9. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня (Юэфу конца III в. до н.э. - начала III в. н.э.). М.: Вост. лит., 1969. 288 с.
  10. Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и Средних веков. М.: Вост. лит., 1979. 266 с.
  11. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.
  12. Мэнцзы в новом переводе с классическими комментариями Чжао Ци и Чжу Си / исслед., пер. с кит., примеч. и прил. И. И. Семененко. М.: Вост. лит., 2016. 901 с.
  13. Позднеева Л. Д. Литература Древнего Китая // Литература Древнего Востока / под ред. Н. И. Конрада, И. С. Брагинского, Л. Д. Позднеевой. М.: МГУ, 1971. С. 249-387.
  14. Ранняя конфуцианская проза: «Луньюй», «Мэнцзы» / пер. с кит. и предисл. И. И. Семененко. М.: ИВЛ, 2016. 375 с.
  15. Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М.: МГУ, 1987. 302 с.
  16. Семененко И. И. Первая поэтика Китая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 9. С. 106-115.
  17. Сергеева В. С. Английская баллада XIV-XVI вв.: жанровое своеобразие и поэтика: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008. 26 с.
  18. Стеблин-Каменский М. И. Баллада в Скандинавии // Скандинавская баллада / отв. ред. М. И. Стеблин-Каменский; изд. подг. Г. Воронкова, Игн. Ивановский, М. И. Стеблин-Каменский; пер. Г. Воронковой, Игн. Ивановского; статья и прим. М. И. Стеблина-Каменского. М.: Наука, 1978. С. 211-244.
  19. Confucius Analects: With Selections from Traditional Commentaries / tr. by Edward G. Slingerland. Indianapolis: Hackett Publishing, 2003. 312 p.
  20. DeWoskin K. J. A Song for One or Two. Music and the Concept of Art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese Studies (The University of Michigan), 1982. 205 p.
  21. Knechtges D. R. Fu Yi // Ancient and Early Medieval Chinese Literature. A Reference Guide. Part One / ed. by K. and T. Chang. Leiden - Boston: Brill, 2010. P. 259-261.
  22. Schafer E. H. The Divine Woman: Dragon, Ladies and Rain Maidens in T'ang Literature. N. Y.: North Point Press, 1980. 239 p.
  23. Wen Xuan, or Selections of Refined Literature: in 3 vols. Princeton: Princeton University Press, 2014. Vol. III. Xiao Tong (501-531) / tr., with annot. by D. R. Kneshtges. 449 p.
  24. 王健红, 杨方刚, 刘远林. 从 《舞赋》看汉代人的乐舞观 // 贵州大学学报, 艺术版. 第24 卷, 第4期, 2010 年, 12月. 87-90 页 (Ван Цзяньхун, Ян Фанган, Лю Юаньлинь. Представления о музыке и танце в эпоху Хань по «Оде о танце» // Журнал Гуйчжоуского университета. Выпуск по искусству. 2010. Т. 24. № 4. С. 87-90).
  25. 叶幼明. 论傅毅《舞赋》对音乐美学理论的贡献--读《赋史》札记之二 // 中国韵文学刊. 1988年. 第Z1期. 66-72页 (Е Юмин. О вкладе «Оды о танце» Фу И в музыкальную эстетику - вторая из заметок при чтении «Истории од» // Китайская рифмованная литература. 1988. № Z1. С. 66-72).
  26. 伊鸿书. 古代音乐史. 北京: 中央音乐学院, 2011. 507 с. (И Хуншу. История музыки древности. Пекин: Центральная музыкальная академия, 2011. 507 с.).
  27. 中国历代文论选 / 郭绍虞 主编. 全四册. 第一册. 上海: 上海古籍出版社, 2019. 362页 (Избранные произведения по теории литературы всех династий: в 4-х т. / гл. ред. Го Шаоюй. Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 2019. Т. 1. 362 с.).
  28. 后汉书 / 范晔撰,李贤等注:全十二册. 北京: 中华书局, 2016年. 3684页 (Книга Поздней Хань: в 12-ти т. / сост. Фань Е, коммент. Ли Сяня и др. Пекин: Чжунхуа, 2016. 3684 с.).
  29. 列子集释 / 杨伯峻撰. 北京: 中华书局, 2013. 368 页 (Лецзы со сводными объяснениями / сост. Ян Боцзюнь. Пекин: Чжунхуа, 2013. 368 с.).
  30. 李继红. 从傅毅《舞赋》看汉代舞蹈地位变化 // 时代文学. 2012 年. 9 下 半 月. 196-197页 (Ли Цзихун. Изменение положения танца в эпоху Хань по «Оде о танце» Фу И // Литература нашего времени. 2012. № 9. С. 196-197).
  31. 文选 / 萧统选, 李善注. 全二册. 北京: 商务印书馆, 1959 年. 1545 页 (Литературный изборник: в 2-х т. / сост. Сяо Тун, коммент. Ли Шань. Пекин: Коммерческое издательство, 1959. 1545 с.).
  32. 昭明文選譯注 / 主编陈宏天等. 第二册. 长春: 吉林文史出版, 1987年. 577-1059页 (Литературный изборник Чжаомина с пер. и коммент. / гл. ред. Чэнь Хунтянь и др. Чанчунь: Цзилиньское издательство по литературе и истории, 1987. Т. 2. С. 577-1059).
  33. 刘勰. 文心雕龙 / 黄叔琳注, 李详补注. 全三册. 北京: 中华书局, 2017. 1152 页 (Лю Се. Литературная мысль и ваяние дракона: в 3-х т. / коммент. Хуан Шулиня; доп. прим. Ли Сяна. Пекин: Чжунхуа, 2017. 1152 с.).
  34. 孟子正义. 焦循撰, 沈文倬校点. 全二册. 北京: 中华书局, 2017 年. 1133 页 (Мэнцзы в правильном истолковании: в 2-х т. / сост. Цзяо Сюнь, сверка Шэнь Вэньчжо. Пекин: Чжунхуа, 2017. 1133 с.).
  35. 全三国文. 卷 30-32 // 影印全上古三代秦汉三国六朝文 / 严可均 校辑. 丁福保影印出版, 1929年. 1-48页 (Полное собрание прозы Троецарствия: 30-32 т. // Напечатанное фото-офсетом Полное собрание прозы далекой древности, трех эпох, династий Цинь и Хань, Троецарствия, шести династий / сверка и сост. Янь Кэцзюня. Гуанчжоу: Изд. Дин Фубао, 1929. С. 1-48).
  36. 谢无量. 中国妇女文学史. 济南: 山东画报出版社, 2019年. 434 页 (Се Улян. История женской литературы Китая. Цзинань: Шаньдунское издательство иллюстрированных журналов, 2019. 434 с.).
  37. 历代赋辞典 / 迟文浚等主编. 沈阳: 辽宁人民出版社. 1992年. 1714页 (Словарь од минувших династий / гл. ред. Чи Вэньцзюнь и др. Шэньян: Ляонинское народное издательство, 1992. 1714 с.).
  38. 中国音乐词典 / 缪天瑞 等主编. 北京: 人民音乐出版社, 2016年. 1111 页 (Словарь по китайской музыке / гл. ред. Мяо Тяньжуй и др. Пекин: Народная музыка, 2016. 1111 с.).
  39. 建安七子诗文集校注释析. 韩格平. 长春: 吉林文史出版社, 1991年. 583 页 (Собрание стихов и прозы «Семи мужей эры Цзяньань» со сверкой, коммент., объяснениями и анализом / ред. Хань Гэпин. Чанчунь: Цзилиньское издательство по литературе и истории, 1991. 583 с.).
  40. 十三经注疏 / 阮元校刻. 全二 册. 北京: 中华书局, 1982. 2784页 (Тринадцатикнижие с комментариями: в 2-х т. / испр. и изд. Жуань Юаня. Пекин: Чжунхуа, 1982. 2784 с.).
  41. 蔡仲德. 中国音乐美学史. 北京: 人民音乐出版社, 2018年. 868页 (Цай Чжундэ. История эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018. 868 с.).
  42. 长北. 读我国传世最早的舞蹈表演艺术专论 --《舞赋》// 东南大学学报.哲学社会科学版. 2007 年. 三月. 第9卷. 第2期. 94-96页 (Чан Бэй. Читая самое раннее в нашей стране специальное произведение по танцевальному спектаклю - «Оду о танце» // Журнал Юго-Восточного университета. Выпуск по философским и общественным наукам. 2007. Т. 9. № 2. С. 94-96).
  43. 赵晓婕. 汉代乐舞美学思想分析 -- 从《舞蹈》和《淮南子》看汉代舞蹈形式的多样性. 黄河之声. 2019年. 第十期. 126-127页 (Чжао Сяоцзе. Анализ эстетической мысли о музыке и танце ханьской эпохи - многообразие танцевальных форм того времени по «Оде о танце» и «Хуайнаньцзы» // Голос Хуанхэ. 2019. № 10. С. 126-127).
  44. 朱熹. 诗集传. 北京: 中华书局, 1959 年. 248页 (Чжу Си. «Стихи» со сводными комментариями. Пекин: Чжунхуа, 1959. 248 с.).
  45. 庄子集释 / 郭庆藩撰, 王孝鱼点校. 全三册. 北京: 中华书局, 2019. 1110页 (Чжуанцзы со сводными объяснениями: в 3-х т. / сост. Го Цинфань; сверка Ван Сяоюя. Пекин: Чжунхуа, 2019. 1110 с.).
  46. 陈思吴, 冯江海, 浅析东. 汉时期舞蹈艺术专论《舞赋》// 《戏剧之家》. 2017年. 第08期 (Чэнь Сыу, Фэн Цзянхай, Цянь Сидун. Специальное произведение по танцевальному искусству ханьской эпохи «Ода о танце» // Драматург. 2017. № 8).
  47. 余甲方. 简明中国古代音乐史. 上海: 复旦大学出版社, 2017年. 408页 (Юй Цзяфан. Краткая история древнекитайской музыки. Шанхай: Фуданьский университет, 2017. 408 с.).
  48. 楊蘟瀏. 中国古代音乐史稿. 北京: 人民音乐出版社, 2018. 458页 (Ян Иньлю. Очерки по истории древнекитайской музыки: в 2-х т. Пекин: Народная музыка, 2018. Т. 1. 458 с.).

Информация об авторах

Семененко Иван Иванович

к. филол. н., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • песня и танец
  • замысел
  • воображение
  • хореографический текст
  • образ
  • song and dance
  • intention
  • imagination
  • choreographic text
  • image

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)