• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Мультикультурная и постколониальная проблематика в романе Нила Геймана «Американские боги»

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности воплощения мультикультурной и постколониальной проблематики в романе Н. Геймана «Американские боги». Научная новизна заключается в том, что в своей работе мы впервые применяем понятия культурной гибридности и мимикрии, введенные в научный оборот американским исследователем Х. Бхабой, в отношении анализируемого романа. Полученные результаты показали, что в рамках жанра городского фэнтези Н. Гейман посредством обращения к мифологическим и литературным претекстам метафорически воплощает идеи трансформации, в том числе насильственной, национальной и социальной идентичности мигранта и колонизируемого, показывает формирование посредством культурной мимикрии его гибридной идентичности.

Источники

  1. Баронова Е. В. Гендерный аспект речевого дискурса в произведениях Н. Геймана // Приволжский научный вестник. 2013. № 7 (23). С. 127-132.
  2. Баронова Е. В. Дискурс ностальгии в прозе Н. Геймана // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 10. С. 83-86.
  3. Бондаренко М. И. Образ Лондона в романе Н. Геймана «Никогде» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 238-242.
  4. Власова Е. В. Социально-культурные особенности передачи иронии в романе Нила Геймана «Американские боги» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 184-189.
  5. Гейман Н. Американские боги // Гейман Н. Американские боги. Король горной долины. Сыновья Ананси / пер с англ. В. Михайлина, Е. С. Решетниковой. М.: АСТ, 2014. С. 3-684.
  6. Дещенко М. Г. Литературная сказка Нила Геймана: переосмысление традиции как основа творческого метода писателя (на материале повести «Звездная пыль») // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2016. Т. 2 (68). № 2-2. С. 59-63.
  7. Лозовик Е. В. Современная английская литературная сказка в творчестве Нила Геймана: дисс. … к. филол. н. М., 2015. 189 с.
  8. Наумчик О. С. Миромоделирующие функции игры в художественной системе английского фэнтези: дисс. … д. филол. н. Н. Новгород, 2020. 395 с.
  9. Тельнова Н. А. Феномен идентичности: способы описания и социокультурные основания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 «Философия». Социология и социальные технологии. 2011. № 1 (13). С. 25-31.
  10. Толкачев С. П. Английская литература «пограничья» и постколониальный роман // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815). С. 241-257.
  11. Толкачев С. П. Мультикультурная литература: ответ на новые вызовы ХХI века // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2019. № 2 (63). С. 153-166.
  12. Хартунг В. Ю. Англоязычная постмодернистская литературная сказка как пример «открытого» текста (на материале сказки Н. Геймана «Коралина») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 2. С. 46-49.
  13. Хорошевская Ю. П. Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «Американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона»: дисс. … к. филол. н. М., 2018. 205 с.
  14. Хорошевская Ю. П. Мультикультурализм и нивелирование культуры в романе Нила Геймана «Американские боги» // Парадигмы культурной памяти и константы национальной идентичности: колл. монография. Н. Новгород, 2020. С. 686-694.
  15. Allen G. Intertextuality. L.: Routledge, 2011. 244 p.
  16. Bell D. S. A. Mythscapes: Memory, Mythology, and National Identity // The British Journal of Sociology. 2003. Vol. 54. № 1. P. 63-81.
  17. Bhabha H. K. The Location of Culture. L. - N. Y.: Routledge Classic, 1994. 440 p.
  18. Blomquist R. The Road of Our Senses: Search for Personal Meaning and the Limitations of Myth in Neil Gaiman’s American Gods // Mythlore. 2012. Vol. 30. № 3/4. Issue 117/118. P. 5-26.
  19. Cook S., Domen S. Mythological Melting Pot: A Study of the Use of Simulacra and Myth in Neil Gaiman’s American Gods. Utrecht: Utrecht University Press, 2014. 34 p.
  20. Delahay M. Imaginary Things: Modern Myth in Neil Gaiman’s American Gods. Jyvaskyla: University of Jyvaskyla Press, 2009. 106 р.
  21. Halsall A. Visualizing the Gothic in Neil Gaiman’s The Graveyard Book and Its Illustrated Adaptations // Dialogs between Media. Berlin: De Gruyter, 2021. P. 123-142.
  22. Jameson F. Postmodernism, or The cultural logic of late capitalism. Durham: Duke University Press, 2001. 440 p.
  23. Koudelkova L. Neil Gaiman: Myths in Postmodern Literature. Brno: Masaryk University Press, 2015. 57 р.
  24. Meteling A. Gothic London: On the Capital of Urban Fantasy in Neil Gaiman, China Míeville and Peter Ackroyd Brumal // Brumal. 2017. Vol. 5. № 2. P. 65-84. DOI: 10.5565/rev/brumal.416.
  25. Rată I. The Role of Intertextuality in Neil Gaiman’s American Gods // Cultural Intertexts. 2015. Vol. 3. P. 103-112.
  26. Rauch S. Neil Gaiman’s The Sandman and Joseph Campbell: In Search of the Modern Myth. Maryland: Wildside Press, 2003. 152 p.
  27. Sharpe J. Is the United States Postcolonial? Transnationalism, Immigration, and Race // Diaspora. 1995. Vol. 4. № 2. P. 181-199.
  28. Spivak G. C. Сan the Subaltern Speak? // Marxism and the Interpretation of Culture / ed. by C. Nelson and L. Grossberg. L.: MacMillan, 1988. P. 271-313.
  29. Spivak G. C. Teaching for the Times // Journal of the Midwest Modern Language Association. 1995. Vol. 25. № 1. P. 3-22.

Информация об авторах

Илунина Анна Александровна

к. филол. н., доц.

Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 марта 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • Н. Гейман
  • интертекстуальность
  • постколониализм
  • мультикультурализм
  • гибридность
  • N. Gaiman
  • intertextuality
  • post-colonialism
  • multiculturalism
  • hybridity

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)