• Научная статья
  • 30 июля 2021
  • Открытый доступ

Религиозно-философское обоснование идейного смысла романа Сухбата Афлатуни «Муравьиный царь»

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности художественного осмысления религиозно-философской проблематики в романе узбекского русскоязычного писателя Сухбата Афлатуни «Муравьиный царь», который анализируется в аспекте неомифологической художественной системы. Научная новизна состоит в том, что роман впервые изучается в границах мифопоэтического метода с точки зрения религиозно-философского обоснования идейного смысла произведения. В результате исследования выявлены элементы неомифологической поэтики, особенности эсхатологической проблематики, а также разработано обоснование идеи: вне зависимости от национальности и вероисповедования существует возможность обретения нравственного идеала через нелёгкий путь духовного очищения.

Источники

  1. Афлатуни С. Муравьиный царь. М.: РИПОЛ классик, 2016. 256 с.
  2. Диденко А. Б. Проблема соотношения библейского и фантастического в романе Сухбата Афлатуни «Поклонение волхвов» // Литература в диалоге культур. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. Вып. 4. С. 70-74.
  3. Емелина А. В. Роль музыки в трилогии Сухбата Афлатуни «Поклонение волхвов» // Культура и текст. 2019. № 4 (39). С. 103-114.
  4. Ислом: справочник / М. А. Усмонов тахрири остида. Кайта ишланган 3-чи нашр. Тошкент: УзСЭБош ред., 1989. 207 с.
  5. Коран / перевод смыслов и комментарии Э. Р. Кулиева. М.: Умма, 2002. 421 с.
  6. Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михаилом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и королевской шведской академии наук. СПб.: При Имп. акад. наук, 1766. Ч. 1-2. 140 с.
  7. Люсый А. П. Крымский текст русской культуры и проблема мифологического контекста: автореф. дисс. … к. культ. / Рос. ин-т культурологии. М., 2003. 20 с.
  8. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2000. 407 с.
  9. Обидина Ю. С. Концепция чистилища в «Божественной комедии» Данте: от языческих образов к христианской этике // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 3. С. 26-32.
  10. Томилова Н. А. Мотив дервишества в русской литературе (на материале творчества Сухбата Афлатуни, Тимура Зульфикарова, Александра Иличевского): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2014. 20 с.
  11. Шафранская Э. Ф. Палимпсест как художественный прием в прозе Сухбата Афлатуни (рассказ «Проснуться в Ташкенте») // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: сб. науч. докл. М.: МГПИ, 2009. Вып. 8. С. 106-112.
  12. Шафранская Э. Ф. Постколониальная русская литература как фаза литературы русского зарубежья (мотивы прозы Сухбата Афлатуни) // Powrócié do Rosji wierszami i proz. Literatura rosyjskiej emigracji (Вернуться в Россию стихами и прозой. Литература русского зарубежья) / под ред. Г. Нефагиной. Slupsk: Akademia Pomorska w Slupsku, 2012 (Слупск: Поморская академия, 2012). С. 420-428.
  13. Шафранская Э. Ф. Ташкентский текст в русской культуре. М.: Арт Хаус медиа, 2010. 301 с.
  14. Юхнова И. С. Русский культурный код в повести Сухбата Афлатуни «Глиняные буквы, плывущие яблоки» // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2015. № 2 (10). С. 81-89.
  15. Юхнова И. С. «Чужие сюжеты» в прозе Сухбата Афлатуни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5. Ч. 2. С. 371-373.

Информация об авторах

Раджабова Гульноза Арифжановна

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 апреля 2021.
  • Опубликована: 30 июля 2021.

Ключевые слова

  • роман-притча
  • религиозно-философское начало
  • неомифологизм
  • геронты (бессмертные)
  • Чистилище
  • novel-parable
  • religious and philosophical element
  • neo-mythologism
  • geronts (immortals)
  • Purgatory

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)