• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Когнитивные конструкты в обыденном сознании слышащих и слабослышащих подростков

Аннотация

Цель исследования - выявить уровни концептуального соответствия между концептом, объективированным вторичной эмоцией, и семантически близким ему концептом-сценарием в обыденном сознании двух групп подростков, имеющих разные способы кодирования поступающей информации. Новизна работы заключается в том, что согласно вновь разработанной методике впервые устанавливаются когнитивно-ассоциативные связи между двумя концептами, обусловленными способностью к речевой деятельности. В результате исследования на основании проведенного эксперимента были определены уровни концептуального соответствия в группах слышащих респондентов и респондентов с нарушенным слухом, имеющие значительные отличия.

Источники

  1. Данилова Н. И. Психофизиология. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2012.
  2. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
  3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2018.
  4. Камалова А. А., Берестнев Г. И. Эмоции как предмет лингвистического изучения (на материале русского языка) // Przegląd Wschodnioeuropejski. 2019. Vol. 2.
  5. Латыпов И. Жалость: есть ли в ней хоть что-то хорошее? 2021. URL: https://www.psychologies.ru/articles/jalost-est-li-v-ney-hot-chto-to-horoshee/
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
  7. Опарина О. И. Страх как лингво-психологическая составляющая языковой картины мира // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2004. Вып. 27.
  8. Экман П. Психология эмоций: я знаю, что ты чувствуешь. М.: Питер, 2018.
  9. Frijda N. H. The Emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  10. Plutchik R. Psychophysiology of individual differences with special reference to emotions // The Biology of Human Variation. 1966. Vol. 134. Iss. 2.
  11. Wilutzky W. Emotions as pragmatic and epistemic actions // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01593

Информация об авторах

Колодина Нина Ивановна

д. филол. н. проф.

Воронежский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • концепт
  • вторичные эмоции
  • концепт-сценарий
  • методика концептуального соответствия
  • слышащие респонденты и с нарушенным слухом
  • concept
  • secondary emotions
  • concept scenario
  • methodology of conceptual correspondence
  • hearing respondents and those with impaired hearing

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)