Особенности репрезентации концепта-оппозиции ГЕРОЙ - СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ в трилогии Э. Базена «Семья Резо» средствами словообразования
Аннотация
Цель исследования - выявление зависимости между способом выражения словообразовательного значения комплексного знака и репрезентацией концепта-оппозиции ГЕРОЙ - СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ в трилогии Э. Базена «Семья Резо». Показано, что композиционная семантика комплексного знака находится в прямой зависимости от идиостиля повествователя и связана со спецификой конкретного концепта-оппозиции. Научная новизна исследования заключается в применении теории фокализации для описания соотношения процесса концептуализации и словообразовательных процессов. В результате исследования установлено, что показатель эксплицитности словообразовательного значения соотносится со спецификой изучаемого концепта-оппозиции и типом фокализации.
Источники
- Бабина Л. В. О теории концептуальной интеграции и ее использовании при описании семантики фразеологизмов // Композиционная семантика: материалы I Международной школы-семинара по когнитивной лингвистике (г. Тамбов, 18-20 сентября 2002 г.). Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета, 2002.
- Базен Э. Крик совы / пер. с фр. Н. М. Брандис, А. Н. Тетеревникова. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1977.
- Базен Э. Смерть лошадки / пер. с фр. Н. М. Жаркова. М.: Прогресс, 1982.
- Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2001.
- Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. / пер. с фр. Е. В. Васильевой и др. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. Т. 2.
- Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Флинта; Наука, 2011.
- Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. М.: Языки славянской культуры, 2014.
- Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в сфере словообразования // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2002. Т. 61. № 1.
- Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: семантика производного слова. М.: Наука, 1981.
- Куприянова В. М. О возможности теоретико-культурного осмысления проблемы концепта // Актуальные проблемы культурологии: мат. научно-практической конференции, посвященной памяти В. И. Колосницына. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2000.
- Миллер Л. В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. СПб.: Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2003.
- Полянчук О. Б. Перспективные направления анализа динамических аспектов комплексного знака // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. № 1.
- Полянчук О. Б., Свиридова Е. И. Словообразовательные средства реализации концепта-оппозиции «герой - окружающий мир» в романе Э. Базена «Змея в кулаке» // Когнитивные исследования языка. 2018. № 33.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Истоки, 1999.
- Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: Наука, 1977.
- Bazin H. Cri de la chouette. P.: Éditions Le Livre de Poche, 1972a.
- Bazin H. La mort du petit cheval. P.: Éditions Le Livre de Poche, 1972b.
- Le petit Robert. Dict. alphabétique et analogique de la langue française: nouvelle édition du Petit Robert de Paul Robert / texte remanié et amplifié sous la direction de J. Rey-Debove et A. Rey. Nouvelle éd. millésime. P.: Le Robert, 2014.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 сентября 2021.
- Опубликована: 29 октября 2021.
Ключевые слова
- концептуальная интеграция
- концепт-оппозиция
- фокализация
- словообразовательное значение
- модель концептуальной деривации
- conceptual integration
- concept-opposition
- focalisation
- word-formation meaning
- conceptual derivation model
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»