Концепт ЭКЗИСТЕНЦИЯ в поэтическом творчестве Б. Гребенщикова и Б. Дилана
Аннотация
Цель исследования - составление лексико-стилистического профиля концепта ЭКЗИСТЕНЦИЯ, репрезентированного в творчестве русского и американского поэтов, через декодирование имплицитно выраженных идей экзистенциализма для установления авторской преференции художественно-экспрессивных способов её выражения в поэтическом дискурсе. Научная новизна заключается в том, что впервые на материале поэзии Б. Гребенщикова и Б. Дилана и на стыке сравнительно-сопоставительного языкознания, теории языка и экзистенциализма проводится исследование художественного концепта ЭКЗИСТЕНЦИЯ через его структуру, составленную авторами статьи. В результате получены данные, подтверждающие экзистенциальную направленность мышления каждого автора как языковой личности.
Источники
- Аракин В. Д. Типология языков и проблемы методического прогнозирования. М.: Высшая школа, 1989.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Ч. 1. Объективная логика. Кн. 1. Учение о бытии. М.: Издание профкома слушателей Института красной профессуры, 1929.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.
- Гиренок Ф. И. Фигуры и складки. М.: Академический Проект, 2014.
- Гребенщиков Б. Б. Песни БГ. М.: Эксмо, 2014.
- Доманский Ю. В. Репутация и канонизация: нобелевский случай Боба Дилана // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». № 2. 2019.
- Ерёмин Е. М. Рок-поэзия: библейское слово сквозь призму субъектной организации (на примере песни Б. Гребенщикова «По дороге в Дамаск») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург - Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2013. Вып. 14.
- Ефремов В. А. Теория концепта и концептуальное пространство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 104.
- Камю А. Избранное: сборник. М.: Радуга, 1989.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010.
- Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 192 с.
- Маслова В. А. Август Шлейхер как языковед-теоретик: его влияние на лингвистику XXI века // Значимые личности в языке и культуре: научное наследие Августа Шлейхера: сб. ст. М.: Изд-во МГОУ, 2018.
- Нелюбин Л. Л. Лингвостилистика современного английского языка. М.: ФЛИНТА, 2013.
- Панарина А. В. Политическая риторика в песенном творчестве Боба Дилана // Вестник Института мировых цивилизаций № 15: мат-лы IX науч. конф. «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности» (15 декабря 2016 года). М., 2017. Т. II.
- Попова З. Д. Концептуальная природа абстрактных понятий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. № 1.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М.: АСТ, 2020.
- Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
- Сурьянараян Н., Гауров М. «Я» в творчестве Булата Окуджавы и Боба Дилана // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2020. Vol. 5. № 3.
- Сухоплюев П. А. Проблема смысла жизни человека в экзистенциальной философии Карла Ясперса // В мире научных открытий. 2015. № 7.10 (67).
- Темиршина О. Р. Символы индивидуации в творчестве Б. Гребенщикова // Русская рок-поэзия: текст и контекс: сб. науч. тр. Тверь - Екатеринбург: Изд-во ТГУ; Изд-во УГПУ, 2008. Вып. 10.
- Философский энциклопедический словарь / ред. С. С. Аверинцев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
- Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
- Хуттунен Т. К семиотике границы поэзии Б. Гребенщикова (предварительные наблюдения) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Тверь - Екатеринбург: Изд-во ТГУ; Изд-во УГПУ, 2008. Вып. 10.
- Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2013.
- Dylan B. “Love and Theft”. 2001. URL: http://www.bobdylan.com/albums/love-and-theft/
- Mathews Sh. Bob Dylan: Poet of Disruption, Dissonance and Aesthetic of Dissent // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX. № 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 октября 2021.
- Опубликована: 28 декабря 2021.
Ключевые слова
- концепт ЭКЗИСТЕНЦИЯ
- музыкальная поэзия
- лексико-стилистический профиль
- Борис Гребенщиков
- Боб Дилан
- concept EXISTENCE
- musical poetry
- lexical and stylistic profile
- Boris Grebenshchikov
- Bob Dylan
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»