• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Концепт ЭКЗИСТЕНЦИЯ в поэтическом творчестве Б. Гребенщикова и Б. Дилана

Аннотация

Цель исследования - составление лексико-стилистического профиля концепта ЭКЗИСТЕНЦИЯ, репрезентированного в творчестве русского и американского поэтов, через декодирование имплицитно выраженных идей экзистенциализма для установления авторской преференции художественно-экспрессивных способов её выражения в поэтическом дискурсе. Научная новизна заключается в том, что впервые на материале поэзии Б. Гребенщикова и Б. Дилана и на стыке сравнительно-сопоставительного языкознания, теории языка и экзистенциализма проводится исследование художественного концепта ЭКЗИСТЕНЦИЯ через его структуру, составленную авторами статьи. В результате получены данные, подтверждающие экзистенциальную направленность мышления каждого автора как языковой личности.

Источники

  1. Аракин В. Д. Типология языков и проблемы методического прогнозирования. М.: Высшая школа, 1989.
  2. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Ч. 1. Объективная логика. Кн. 1. Учение о бытии. М.: Издание профкома слушателей Института красной профессуры, 1929.
  3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.
  4. Гиренок Ф. И. Фигуры и складки. М.: Академический Проект, 2014.
  5. Гребенщиков Б. Б. Песни БГ. М.: Эксмо, 2014.
  6. Доманский Ю. В. Репутация и канонизация: нобелевский случай Боба Дилана // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». № 2. 2019.
  7. Ерёмин Е. М. Рок-поэзия: библейское слово сквозь призму субъектной организации (на примере песни Б. Гребенщикова «По дороге в Дамаск») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург - Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2013. Вып. 14.
  8. Ефремов В. А. Теория концепта и концептуальное пространство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 104.
  9. Камю А. Избранное: сборник. М.: Радуга, 1989.
  10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010.
  11. Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 192 с.
  12. Маслова В. А. Август Шлейхер как языковед-теоретик: его влияние на лингвистику XXI века // Значимые личности в языке и культуре: научное наследие Августа Шлейхера: сб. ст. М.: Изд-во МГОУ, 2018.
  13. Нелюбин Л. Л. Лингвостилистика современного английского языка. М.: ФЛИНТА, 2013.
  14. Панарина А. В. Политическая риторика в песенном творчестве Боба Дилана // Вестник Института мировых цивилизаций № 15: мат-лы IX науч. конф. «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности» (15 декабря 2016 года). М., 2017. Т. II.
  15. Попова З. Д. Концептуальная природа абстрактных понятий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2003. № 1.
  16. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.
  17. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М.: АСТ, 2020.
  18. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
  19. Сурьянараян Н., Гауров М. «Я» в творчестве Булата Окуджавы и Боба Дилана // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2020. Vol. 5. № 3.
  20. Сухоплюев П. А. Проблема смысла жизни человека в экзистенциальной философии Карла Ясперса // В мире научных открытий. 2015. № 7.10 (67).
  21. Темиршина О. Р. Символы индивидуации в творчестве Б. Гребенщикова // Русская рок-поэзия: текст и контекс: сб. науч. тр. Тверь - Екатеринбург: Изд-во ТГУ; Изд-во УГПУ, 2008. Вып. 10.
  22. Философский энциклопедический словарь / ред. С. С. Аверинцев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  23. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
  24. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
  25. Хуттунен Т. К семиотике границы поэзии Б. Гребенщикова (предварительные наблюдения) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Тверь - Екатеринбург: Изд-во ТГУ; Изд-во УГПУ, 2008. Вып. 10.
  26. Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2013.
  27. Dylan B. “Love and Theft”. 2001. URL: http://www.bobdylan.com/albums/love-and-theft/
  28. Mathews Sh. Bob Dylan: Poet of Disruption, Dissonance and Aesthetic of Dissent // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX. № 1.

Информация об авторах

Бондаренко Ирина Викторовна

к. филол. н.

Московский государственный областной университет

Сахарова Наталья Геннадиевна

к. филол. н., доц.

Московский государственный областной университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • концепт ЭКЗИСТЕНЦИЯ
  • музыкальная поэзия
  • лексико-стилистический профиль
  • Борис Гребенщиков
  • Боб Дилан
  • concept EXISTENCE
  • musical poetry
  • lexical and stylistic profile
  • Boris Grebenshchikov
  • Bob Dylan

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)