• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Проблемы «женской идентификации» в драме Гаяза Исхаки «В пучине» («Дулкын эчендә»)

Аннотация

Цель исследования - определить особенности художественного воплощения проблемы «женской идентификации» в пьесе татарского писателя Гаяза Исхаки (1878-1954) «Дулкын эчендә» («В пучине», 1920). В статье проясняется роль женщины как созидающего начала, выявляются особенности постановки вопроса «женской свободы». Научная новизна исследования видится в малоизученности данной темы и заключается в комплексном и рецептивном анализе философско-эстетических взглядов Г. Исхаки на проблемы «женской автономности», «женской культуры». В результате доказано, что Гаяз Исхаки в художественном плане воплощает идею о том, что самоопределение героиней себя лишь как матери и жены и дальнейшее осознание неповторимости жизни рождает в ней идентификацию собственной уникальности как женщины. Но процесс этот протекает не гладко и приводит к изменению в ее самосознании, которое основано на национальной картине видения мира.

Источники

  1. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012.
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.
  3. Бигиев М. Хатын-кызларымыз хакында (мөхтәрәм Муса әфәнде Бигиев фикере) // Сөмбикә. 1914. № 1.
  4. Ганиева Р. К. Гаяз Исхакый иҗаты (КДУ студентлары өчен махсус курс программасы) // Мирас. 1998. № 5.
  5. Исхакый Г. Дулкын эчендә // Мирас. 1992. № 4-5.
  6. Кайдаш С. О «женской культуре» // Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.: Наука, 1993.
  7. Каримова А. А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Гаяза Исхаки: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2000.
  8. Миңнегулов Х. Ю. Гаяз Исхакый мөһаҗирлектә. Казан: Таң - Заря, 1999.
  9. Мусин Ф. М. Гаяз Исхакый (Тормышы hәм эшчәнлere). Казан: Тат. кит. нәшр., 1998.
  10. Мәхмүтов Һ. К. Гаяз Исхакый һәм татар сәхнәсе // Мирас. 1993. № 4.
  11. Нуруллин И. З. Гаяз Исхаки // История татарской литературы нового времени (XIX - начало XX в.) / Акад. наук Респ. Татарстан; Ин-т языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова; отв. ред. Н. Ш. Хисамов и др. Казань: Фикер, 2003.
  12. Сәхапов М. Җ. Гаяз Исхакый иҗаты. Казан: «Мирас» кит. нәшр., 1997.
  13. Сөләймания Ф. Хатынлык // Сөембикә. 1914. № 3.
  14. Сөләймания Ф. Хөррият нәрсә? // Сөембикә. 1914. № 1.
  15. Трофимова Л. Проблема идентификации с протагонистом в австрийской литературе (на материале рассказа Б. Фришмут “Bindungen”) // Научный аспект. 2020. Т. 7. № 2.
  16. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
  17. Хәсәнов М. Х. Татар Ренессансының бөек каһарманы // Исхакый Г. Әсәрләр: 15 томда. Казан: Таткитнәшр., 1998. Т. 1.
  18. Шамсутова А. А. Гаяз Исхакый иҗатында феминистик проблемаларның идея-эстетик эволюциясе. Казан: Gumanitarya, 2003.

Информация об авторах

Шарипова Алсу Самигулловна

к. филол. н.

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань

Шамсутова Алсу Атласовна

к. филол. н.

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • Гаяз Исхаки
  • татарская драматургия
  • проблема женской свободы
  • проблема женской идентификации
  • драма
  • Gajaz Ishaki
  • Tatar drama
  • women’s freedom issue
  • women’s identification issue
  • drama

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)