• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Использование алгоритма в обучении интертекстуальному анализу художественного произведения студентов-филологов

Аннотация

Целью настоящего исследования является уточнение методических основ обучения интертекстуальному анализу художественного текста в вузе. В статье говорится о необходимости поиска новых подходов к работе с интертекстом на занятиях по филологическому анализу текста. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обучение студентов-филологов интертекстуальному анализу произведения строится на основе построения алгоритма анализа интертекста, а также в определении принципов отбора и ввода в процедуру анализа текстового материала. В результате смоделирован примерный алгоритм действий по обнаружению, идентификации и интерпретации интертекстуальных включений в художественном тексте, уточнены этапы анализа, подобраны образцовые тренировочные тексты для анализа.

Источники

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2007.
  3. Гимранова Ю. А. Методика интертекстуального анализа художественного произведения на филологическом факультете // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 3.
  4. Головко Б. Н. Интертекст в массмедийном дискурсе. М.: ЛИБРОКОМ, 2014.
  5. Горшков А. И. Русская стилистика: учебное пособие. М.: АСТ, 2001.
  6. Золотухина Е. Н. Категория интертекстуальности в современном русском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2009.
  7. Кильдяшов М. А. Теория интертекстуальности (лингвистические аспекты) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68).
  8. Мирошниченко С. А. Обучение интертекстуальному анализу на занятиях по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105).
  9. Москвин В. П. Методика интертекстуального анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98).
  10. Самсонова Н. В. Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения в старших классах: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2016.
  11. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. М.: Комкнига, 2006.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). 2018. URL: https://base.garant.ru/71897864/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Информация об авторах

Закирова Оксана Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • интертекстуальный анализ
  • сопоставительный анализ
  • алгоритм
  • интертекст
  • претекст
  • intertextual analysis
  • comparative analysis
  • algorithm
  • intertext
  • pretext

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)