• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Достоверность повествования и художественный домысел в произведениях А. Айдамирова («Молния в горах»), Ш. Окуева («Красные цветы на снегу») и М. Мамакаева («Зелимхан»)

Аннотация

Цель данной статьи - дать научную характеристику явлению художественного взаимодействия «достоверности» и авторского «домысла» в творчестве А. Айдамирова, М. Мамакаева и Ш. Окуева, опираясь на сюжетные константы, образы-символы и концепты в их романах. Научная новизна заключается в том, что впервые показаны противоречия стиля автора и стиля эпохи по отношению к «эвиденциальности» как маркеру художественной правды, выявлена роль символов, репрезентирующих «достоверность» и «эвиденциальность» нарратива. Полученные результаты позволяют проследить реализацию идеала исторической правды в романах, сочетающих достоверность, документальную точность с авторской фантазией, домыслом и мифопоэтической образностью.

Источники

  1. Айдамиров А. А. Молния в горах / пер. с чеч. А. Айдамирова. Грозный, 2004.
  2. Бердяев С. К. Чечня и разбойник Зелимхан. Париж, 1932.
  3. Гайтукаев К. Б. Писатель и его герои. Грозный: Джохар, 1997.
  4. Гериханов X. Тернистый путь «Долгих ночей» // Гериханов Х. Эпоха долгих ночей (статьи, очерки, рецензии, воспоминания, интервью, выступления в периодической печати). Грозный, 2011.
  5. Джамбеков О. А. Место фольклора в системе мировидения, литературно-эстетической концепции и творческой индивидуальности чеченских писателей ХХ века (проза Магомета Мамакаева, Абузара Айдамирова, Шимы Окуева): дисс. … д. филол. н. Махачкала, 2016.
  6. Джамбекова Т. Б. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы ХХ века: автореф. дисс. … д. филол. н. Майкоп, 2010.
  7. Джамбекова Т. Б., Джамбеков О. А. Роль фольклорной семантики, поэтики и стилистики в художественной организации финальных сцен романа Магомета Мамакаева «Зелимхан» // Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. 2016. № 1.
  8. Мамакаев М. А. Зелимхан: роман. Грозный: Чечено-Ингушское издательство. 1981.
  9. Окуев Ш. Х. Избранное. Красные цветы на снегу. М.: Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2009.
  10. Панеш У. М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.
  11. Панченко Н. Н. Достоверность как коммуникативная категория: монография / науч. ред. В. И. Шаховский. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.
  12. Пивоев В. М. Субъективная достоверность и ее критерии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 4.
  13. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT - Восток - Запад, 2010.
  14. Проскурнина Л. Репрезентация языковой личности автора художественно-исторического текста (на материале произведений И. И. Лажечникова): автореф. дисс. … к. филол. н. Белгород, 2019.
  15. Фурс Л. А. Синтаксически репрезентируемые концепты: дисс. … д. филол. н. Тамбов, 2004.
  16. Хилимов Ю. В. Феномен смерти человека (возможности философской концептуализации): дисс. … к. филос. н. Саратов, 2004.
  17. Хорольский В. В. Стиль современной западной публицистики как предмет научного изучения (на материале статей и эссе Дж. Барнса и Д. Рейфилда) // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 1 (1). DOI 10.18413/2712-7451-2021-40-1-28-38

Информация об авторах

Товсултанова Джамиля Салавдиевна

к. филол. н.

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Даудова Мата Исмаиловна

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 декабря 2021.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • достоверность
  • эвиденциальность
  • исторический реализм
  • домысел
  • мортальный сюжет
  • художественный реализм
  • credibility
  • evidentiality
  • historical realism
  • speculation
  • mortal plot
  • artistic realism

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)