• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Художественное осмысление национальной истории в татарских романтических поэмах начала ХХ века

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности художественного осмысления национальной истории в татарских романтических поэмах начала ХХ века. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней выбранные для анализа поэмы рассмотрены как часть непрерывного литературного процесса, и в этом ключе более детально изучены вопросы сохранения и развития художественных традиций предыдущих периодов развития татарской культуры, а также идейно-проблемные, тематические и поэтические особенности, обусловленные сменой культурно-исторических ориентиров в начале ХХ века. В результате доказано, что интерес к национальной истории, как один из способов конструирования романтического двоемирия, является одной из тенденций литературного процесса начала ХХ века, и поэты, художественно воссоздавая прошлое татарского народа, идеализируют его как время государственности и независимости.

Источники

  1. Бурнаш Ф. Шәрык гөлләре. Казан, 1918.
  2. Ганиева Р. К. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. Казань: Изд-во КГУ, 2002.
  3. Думави Н. Гыйшык трагедиясе // Аң. 1916. № 7.
  4. Загидуллина Д. Ф. Татарская литература XX - нач. XXI в.: «мягкость» модернизма-авангарда-постмодернизма (к постановке проблемы). Казань: ИЯЛИ, 2020.
  5. Заһидуллина Д. Ф. Дөнья сурәте үзгәрү: ХХ йөз башы татар әдәбиятында фәлсәфи әсәрләр. Казан: Мәгариф, 2006.
  6. Лотман М. Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
  7. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. M.: Аспект Пресс, 1995.
  8. Мухаметзянова Л. Х. Тюркский эпос: сравнительное изучение книжной версии дастана поволжских татар «Чура батыр» // Вестник Татарского гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 2 (20).
  9. Надыршина Л. Р. Поэмы Фатхи Бурнаша: художественный метод, проблематика и мотивная структура // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3.
  10. Нигматуллина Ю. Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань: Фән, 1997.
  11. Рәшиди Г. Сөембикә. Казан, 1912.
  12. Сафиуллин Я. Г. От романтизма к сопоставлению литератур. Казань, 2021.
  13. Сәгыйдә З. Бикчәнтәй бабай // Шура. 1915. № 16.
  14. Чокрый Г. Мәдхе Казан (өзек) // Казан утлары. 1986. № 11.
  15. Шәрифи Г. Нәнкәҗан // Аң. 1917. № 1.
  16. Юлдаш К. Чура батыр // Аң. 1916. № 5.
  17. Юсупова Н. М. Мифологические образы и сюжеты в лиро-эпических произведениях начала ХХ века: роль, функции и художественное значение // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-2.
  18. Юсупова Н. М. Система образов-символов в татарской поэзии первой половины ХХ века: монография. Казань: Ихлас, 2018.

Информация об авторах

Надыршина Лейсан Радифовна

к. филол. н.

Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • татарская поэзия
  • романтическая поэма
  • идеал
  • миф
  • национальная история
  • Tatar poetry
  • romantic poem
  • ideal
  • myth
  • national history

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)