• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Мультимодальные аспекты лингвокреативности в политическом плакате (на материале немецкого языка)

Аннотация

В статье рассматриваются виды и композиционно-смысловые функции сочетаний вербальных и невербальных элементов в современных немецких политических плакатах. Цель исследования - выявить персуазивный потенциал мультимодального взаимодействия вербальных и невербальных элементов как проявления лингвокреативности адресата. Научная новизна обусловлена тем, что в одном ряду с языковыми рассматриваются невербальные элементы текстовой структуры как мультимодальная реализация синкретической лингвокреативности. В результате установлено, что невербальные элементы либо входят как неотъемлемая часть в смысл лингвокреативных элементов политического плаката, либо служат прагматическим фоном для их лучшего восприятия реципиентом.

Источники

  1. Адамов Е. Б., Быкова В. Я., Бельчиков И. Ф. Художественное конструирование и оформление книги / под общ. ред. А. Д. Гончарова. М.: Книга, 1971.
  2. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов). 1992. URL: http://issuesinlinguistics.ru/pubfiles/1992-1_71-78.pdf
  3. Арнольд И. В. Графические стилистические средства // Иностранные языки в школе. 1973. № 3.
  4. Арнольд И. В. Стилистика: современный английский язык. М.: Флинта, 2021.
  5. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
  6. Вашунина И. В. Коммуникативно-функциональные особенности некодифицированных графических средств (на материале нем. яз.): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1995.
  7. Волоскович А. М. Когнитивные и семиотические аспекты взаимодействия компонентов полимодального текста: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2012.
  8. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. 2013. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/5956
  9. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. М.: Книга, 1984.
  10. Гессен Л. И. Оформление книги: руководство по подготовке рукописи к печати. Изд-е 2-е. 1935. URL: https://kolomnin.ru/tehnicheskoe-redaktirovanie-verstka/oformlenie-knigi-2-e-izdanie
  11. Голоднов А. В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе: на материале немецкого языка: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2011.
  12. Гончарова Е. А. Текстовые и дискурсные характеристики современного немецкого политического плаката // Известия Смоленского государственного университета. 2021. № 1 (53).
  13. Добкин С. Ф. Оформление книги: редактору и автору. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Книга, 1985.
  14. Ирисханова О. К. Семиотика плаката в социокогнитивном освещении: лейбористы, капиталисты и углеродные следы // Актуальные проблемы английского языкознания: сборник научных статей / под ред. Т. А. Комовой, Д. С. Мухортова. М.: МАКС Пресс, 2012.
  15. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Александрова, В. Д. Соловьева. М.: Институт психологии РАН, 2010.
  16. Месхишвили Н. В. Экспрессивные средства письменной коммуникации (на материале рус., англ. и амер. рекламы): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1990.
  17. Некрасова Е. Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378.
  18. Некрасова Е. Д. Когнитивная обработка языковых стимулов в условиях бимодального аудиовизуального восприятия: автореф. дисс. … к. филол. н. Кемерово, 2016.
  19. Реформатский А. А. Лингвистика и полиграфия // Письменность и революция. М. - Л., 1933.
  20. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6.
  21. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия: коллективная монография. М., 1990.
  22. Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика. Л.: Гос. изд-во, 1925.
  23. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2002.

Информация об авторах

Филатова Алёна Григорьевна

РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • политический плакат
  • лингвокреативность
  • мультимодальность
  • вербальный элемент
  • невербальный элемент
  • political poster
  • linguistic creativity
  • multimodality
  • verbal element
  • non-verbal element

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)