• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Авторские стратегии популяризации в разножанровых научно-популярных текстах

Аннотация

Цель исследования - раскрыть авторские стратегии популяризации в рамках анализа текстов научно-популярной статьи, лекций и интервью. В статье рассматриваются коммуникативные стратегии и тактики в разножанровых текстах. Акцентируется внимание на различности актуализации тех или иных стратегий в зависимости от коммуникативного пространства анализируемых работ. В результате отмечено, что характерные особенности выявленных стратегий и тактик напрямую связаны с жанровым оформлением текста. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материале научно-популярного дискурса предпринята попытка сравнения реализаций стратегий и тактик в текстах, относящихся к различным жанрам, но принадлежащих одному автору.

Источники

  1. Арсеньева Т. Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим по-русски»): автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2013.
  2. Баринова Е. Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспекты) // Сибирский филологический журнал. Серия «Языкознание и литературоведение». 2012. № 3.
  3. Викторова Е. Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи. 2019. № 4 (24).
  4. Витязева Ю. А. Коммуникативная стратегия «Привлечение и удержание внимания» в медиадискурсе на примере научно-популярного сериала // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403.
  5. Воронцова Т. А. Стратегии и тактики презентации специальных знаний в научно-популярном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». 2013. № 37 (328). Вып. 86.
  6. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2015.
  7. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010.
  8. Жумаева О. А. Роль адресата в многомерном процессе коммуникации (на материале жанра интервью) // Издательство Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». 2014. Т. 14. Вып. 2.
  9. Кобозева М. А. Когнитивные и речевые стратегии ввода темы в научно-популярном дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. Ставрополь, 2011.
  10. Кустова Е. Ю. «И смех, и слезы, и любовь» интеракционального дискурса // Studia universitis moldaviae. 2019. № 10 (130).
  11. Лазарев В. А., Гордиенко Д. Я. Cognitive Peculiarities of Author’s Presenting the Argumentative Model in the Scientific Text // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6.
  12. Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27).
  13. Нагиева Е. Б. Речевая организация текста публичной лекции (на материале телевизионного цикла Academia): автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2017.
  14. Покотыло М. В. Коммуникативные стратегии в научном дискурсе: функционально-прагматический потенциал и специфика реализации // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2.
  15. Романов Д. А. Научно-популярная литература: вчера, сегодня, завтра // Время науки. 2015. № 4.
  16. Силантьев И. В. Дискурс и жанр // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2010. Т. 9. Вып. 6. Журналистика.
  17. Скорик К. В. Диалогизация художественного текста: типы и способы ее актуализации в англоязычной речи: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2010.
  18. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта, 2011.
  19. Сухая Е. В. Дискурсивные стратегии популяризации научного знания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия «Языкознание». 2012. Вып. 6 (639). Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы.
  20. Тырыгина В. А. К основаниям жанра // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3 (11).
  21. Химик В. В. Русская разговорно-обиходная речь в лексикографическом представлении // Филологический класс. 2014. № 1 (35).
  22. Черниговская Т. В. В поисках «грамматического» гена // Наука и жизнь. 2010. № 6. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/18116
  23. Черниговская Т. В. К мозгу надо относиться с уважением, он умнее нас: интервью Интерfфакс. 2020. URL: https://www.interfax-russia.ru/northwest/exclusives/uchenyy-neyrolingvist-b-tatyana-chernigovskaya-b-k-mozgu-nado-otnositsya-s-uvazheniem-on-umnee-nas
  24. Черниговская Т. В. Психо- и нейролингвистика: текст лекции. 2001. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/503/38503/16301
  25. Черниговская Т. В. Это не я - это мой мозг… Опасные времена для человеческого в человеке // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). URL: https://strana-oz.ru/2013/1/eto-ne-ya---eto-moy-mozg
  26. Черниговская Т. В. Язык и сознание: что делает нас людьми? Публичная лекция. 2008. URL: http://www.polit.ru/lectures/2008/12/24/langmind.html
  27. Del Moro F. Le varie fasi di revisione del testo applicate alla traduzione della saggistica divulgativa // Lingue Culture Mediazioni. Languages Cultures Mediation. 2019. № 6.
  28. Hyland K. Disciplines and Discourses: Social Interactions in the Construction of Knowledge // Writing in Knowledge Societies / ed. by D. Starke-Meyerring, A. Paré, N. Artemeva, M. Horne, L. Yousoubova. Fort Collins - Anderson: The WAC Clearinghouse; Parlor Press, 2011.
  29. Liebert W.-A.Communicative Strategies of Popularization of Science (Including Science Exhibitions, Museums, Magazines) // Science Communication / ed. by A. Leßmöllmann, M. Dascal, Th. Gloning. Boston - Berlin, 2019.
  30. Nichols M. D., Petzold A. M. A Crisis of Authority in Scientific Discourse // Cultural Studies of Science Education. 2021. Vol. 16. Iss. 2.

Информация об авторах

Шевченко Юлия Владимировна

Нижневартовский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 января 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • научно-популярный дискурс
  • жанры текста
  • стратегии популяризации
  • коммуникативные тактики
  • коммуникативные приемы
  • popular science discourse
  • text genres
  • popularization strategies
  • communicative tactics
  • communication techniques

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)