• Original research article
  • March 31, 2022
  • Open access

Authorial Popularization Strategies in Popular Science Texts of Different Genres

Abstract

The aim of the article is to reveal authorial communication strategies of popularization on the basis of popular science articles, lectures and interviews case study. The article considers communication strategies and tactics in texts of different genres. Attention is focused on the difference in actualization of certain strategies depending on the communicative space of the analysed works. As a result, it is noted that the characteristic features of the identified strategies and tactics are directly related to the genre design of the text. The scientific originality of the study is determined by the fact that the work carried out on the basis of popular science discourse has a comparison of communication strategies and tactics implementation in texts of different genres belonging to the same author.

References

  1. Арсеньева Т. Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим по-русски»): автореф. дисс. … к. филол. н. Томск, 2013.
  2. Баринова Е. Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспекты) // Сибирский филологический журнал. Серия «Языкознание и литературоведение». 2012. № 3.
  3. Викторова Е. Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи. 2019. № 4 (24).
  4. Витязева Ю. А. Коммуникативная стратегия «Привлечение и удержание внимания» в медиадискурсе на примере научно-популярного сериала // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403.
  5. Воронцова Т. А. Стратегии и тактики презентации специальных знаний в научно-популярном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». 2013. № 37 (328). Вып. 86.
  6. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2015.
  7. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010.
  8. Жумаева О. А. Роль адресата в многомерном процессе коммуникации (на материале жанра интервью) // Издательство Саратовского университета. Серия «Филология. Журналистика». 2014. Т. 14. Вып. 2.
  9. Кобозева М. А. Когнитивные и речевые стратегии ввода темы в научно-популярном дискурсе: автореф. дисс. … к. филол. н. Ставрополь, 2011.
  10. Кустова Е. Ю. «И смех, и слезы, и любовь» интеракционального дискурса // Studia universitis moldaviae. 2019. № 10 (130).
  11. Лазарев В. А., Гордиенко Д. Я. Cognitive Peculiarities of Author’s Presenting the Argumentative Model in the Scientific Text // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6.
  12. Матяшевская А. И. Интернет-лекция как особый жанр // Жанры речи. 2020. № 3 (27).
  13. Нагиева Е. Б. Речевая организация текста публичной лекции (на материале телевизионного цикла Academia): автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2017.
  14. Покотыло М. В. Коммуникативные стратегии в научном дискурсе: функционально-прагматический потенциал и специфика реализации // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2.
  15. Романов Д. А. Научно-популярная литература: вчера, сегодня, завтра // Время науки. 2015. № 4.
  16. Силантьев И. В. Дискурс и жанр // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2010. Т. 9. Вып. 6. Журналистика.
  17. Скорик К. В. Диалогизация художественного текста: типы и способы ее актуализации в англоязычной речи: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2010.
  18. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта, 2011.
  19. Сухая Е. В. Дискурсивные стратегии популяризации научного знания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия «Языкознание». 2012. Вып. 6 (639). Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы.
  20. Тырыгина В. А. К основаниям жанра // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 3 (11).
  21. Химик В. В. Русская разговорно-обиходная речь в лексикографическом представлении // Филологический класс. 2014. № 1 (35).
  22. Черниговская Т. В. В поисках «грамматического» гена // Наука и жизнь. 2010. № 6. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/18116
  23. Черниговская Т. В. К мозгу надо относиться с уважением, он умнее нас: интервью Интерfфакс. 2020. URL: https://www.interfax-russia.ru/northwest/exclusives/uchenyy-neyrolingvist-b-tatyana-chernigovskaya-b-k-mozgu-nado-otnositsya-s-uvazheniem-on-umnee-nas
  24. Черниговская Т. В. Психо- и нейролингвистика: текст лекции. 2001. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/503/38503/16301
  25. Черниговская Т. В. Это не я - это мой мозг… Опасные времена для человеческого в человеке // Отечественные записки. 2013. № 1 (52). URL: https://strana-oz.ru/2013/1/eto-ne-ya---eto-moy-mozg
  26. Черниговская Т. В. Язык и сознание: что делает нас людьми? Публичная лекция. 2008. URL: http://www.polit.ru/lectures/2008/12/24/langmind.html
  27. Del Moro F. Le varie fasi di revisione del testo applicate alla traduzione della saggistica divulgativa // Lingue Culture Mediazioni. Languages Cultures Mediation. 2019. № 6.
  28. Hyland K. Disciplines and Discourses: Social Interactions in the Construction of Knowledge // Writing in Knowledge Societies / ed. by D. Starke-Meyerring, A. Paré, N. Artemeva, M. Horne, L. Yousoubova. Fort Collins - Anderson: The WAC Clearinghouse; Parlor Press, 2011.
  29. Liebert W.-A.Communicative Strategies of Popularization of Science (Including Science Exhibitions, Museums, Magazines) // Science Communication / ed. by A. Leßmöllmann, M. Dascal, Th. Gloning. Boston - Berlin, 2019.
  30. Nichols M. D., Petzold A. M. A Crisis of Authority in Scientific Discourse // Cultural Studies of Science Education. 2021. Vol. 16. Iss. 2.

Author information

Yuliya Vladimirovna Shevchenko

Nizhnevartovsk State University

About this article

Publication history

  • Received: January 28, 2022.
  • Published: March 31, 2022.

Keywords

  • научно-популярный дискурс
  • жанры текста
  • стратегии популяризации
  • коммуникативные тактики
  • коммуникативные приемы
  • popular science discourse
  • text genres
  • popularization strategies
  • communicative tactics
  • communication techniques

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)