• Научная статья
  • 29 апреля 2022
  • Открытый доступ

Трилогия «Паруса “Эспады”» В. П. Крапивина: конфликт и система персонажей в аксиологическом аспекте

Аннотация

В статье рассматривается инвариантный «сюжетообразующий» конфликт, объединяющий романы «Мальчик со шпагой», «Бронзовый мальчик» и «Рыжее знамя упрямства» В. П. Крапивина, в контексте ценностных оппозиций, определяющих структуру системы персонажей. Научная новизна работы заключается в методологическом подходе к предмету исследования: специфика конфликта анализируется в аспекте художественной аксиологии. Цель исследования - постижение авторских аксиологических интенций, определяющих систему персонажей, инвариантную для романов трилогии «Паруса “Эспады”». В результате исследования выделены и охарактеризованы два модуса сознания, определяющие ментальные ценностные доминанты главных героев трилогии, «крапивинских мальчишек», обладателей конвергентного сознания, и их постоянных антагонистов - «чиновниц-педагогесс» и функционеров, адептов негативного полюса авторитарного сознания.

Источники

  1. Аникина Ю. А. Особенности изображения конфликта «Взрослого» и «Детского» миров в романе-трилогии В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 6.
  2. Аникина Ю. А. Специфика конфликта в художественном мире В. П. Крапивина: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2014.
  3. Великанова Е. А. Евангельский текст в фантастических повестях В. П. Крапивина (цикл «В глубине Великого Кристалла») // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9.
  4. Великанова Е. А. Цикл «В глубине Великого Кристалла» В. П. Крапивина: проблематика и поэтика: дисс. … к. филол. н. Петрозаводск, 2010.
  5. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50-80-х гг. ХХ в.: Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В. П. Крапивин: дисс. … д. филол. н. Волгоград, 2001.
  6. Крапивин В. П. Бронзовый мальчик: роман. М.: Издательский дом Мещерякова, 2016a.
  7. Крапивин В. П. Мальчик со шпагой: роман. М.: Издательский дом Мещерякова, 2016b.
  8. Крапивин В. П. Рыжее знамя упрямства: роман. М.: Издательский дом Мещерякова, 2016c.
  9. Крапивина Л. А. Особенность педагогического метода писателя Владислава Крапивина // Образование и наука. 2008. № 7.
  10. Крапивина Л. А. Пионерский отряд «Каравелла»: взгляд сквозь призму пятидесятилетия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4.
  11. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дисс. … д. филол. н. М., 2004.
  12. Семенова Е. В. Художественная аксиология русской литературы: терминологический аппарат // Инновационная наука. 2016. № 2-5 (14).
  13. Тюпа В. И. Литература и ментальность: монография. М.: Юрайт, 2018.
  14. Тюпа В. И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. 1996. № 1.

Информация об авторах

Свитенко Наталья Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 марта 2022.
  • Опубликована: 29 апреля 2022.

Ключевые слова

  • В. П. Крапивин
  • система персонажей
  • конвергентное сознание
  • авторитарное сознание
  • аксиология конфликта
  • V. P. Krapivin
  • system of characters
  • convergent consciousness
  • authoritarian consciousness
  • axiology of conflict

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)