• Научная статья
  • 29 апреля 2022
  • Открытый доступ

Прагматика текстовых трансформаций экзаменационного дискурса

Аннотация

Цель данного исследования заключается в выявлении тематического содержания и лексического состава текстов, вошедших в экзаменационный дискурс для проведения ЕГЭ по русскому языку. Научная новизна состоит в выявлении типов текстовых трансформаций в экзаменационном дискурсе в условиях, когда оригинальный текст противоречит уровню когнитивного и языкового развития кандидата. В результате внутриязыкового сопоставления на текстовом и лексическом уровнях было выявлено, что экзаменационные тексты по русскому языку повествуют преимущественно о нравственных ценностях и человеческих взаимоотношениях, отличаются антропоцентричностью, при этом табуированная лексика в них компрессируется или заменяется.

Источники

  1. Бархударов Л. С. Язык и перевод (вопросы общей и частной теории перевода). М., 1975.
  2. Валгина Н. С. Теория текста: уч. пособие. М.: Логос, 2003.
  3. Варбот Ж. Ж. Табу (текст) // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. М., 1979.
  4. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ: русский язык. 2009-2017. URL: http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  5. Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеболева И. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2008.
  6. Дьякова А. А. Вторичная репрезентация текстового содержания при интердискурсивной адаптации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2009a. № 1 (9).
  7. Дьякова А. А. Интердискурсивная адаптация текста: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2009b.
  8. Карасик В. И. Типы вторичных текстов // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: тезисы докл. науч. конф. (г. Волгоград, 5-7 февраля 1997 г.). Волгоград: Перемена, 1997.
  9. Кох В. А. Предварительный набросок дискурсивного анализа семантического типа // Новое в зарубежной лингвистике. 1978. № 8.
  10. Москальская О. И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981.
  11. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во УГУ, 1991.
  12. Рутер О. А. Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой (лингвистический аспект): автореф. дисс. … к. филол. н. Ростов н/Д, 2007.
  13. Сунгатуллина Д. Д. Конститутивные параметры дискурса экзаменационного испытания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (168).
  14. Сунгатуллина Д. Д., Горелова Ю. Н. Прагматика отбора содержания экзаменационных текстов для чтения (на примере ЕГЭ по русскому языку в России) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127).
  15. Чувакин А. А. Деривационные отношения как тип межтекстовых отношений (к предмету текстодериватологии) // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии / под ред. О. И. Блиновой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.

Информация об авторах

Сунгатуллина Диляна Дамировна

к. филол. н.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Горелова Юлия Николаевна

к. филол. н., доц.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Латыпов Нияз Растамович

к. филол. н.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 февраля 2022.
  • Опубликована: 29 апреля 2022.

Ключевые слова

  • текстовые трансформации
  • экзаменационный дискурс
  • вторичный экзаменационный текст
  • табуированные темы
  • тематическое содержание
  • text transformations
  • examination discourse
  • secondary examination text
  • taboo topics
  • subject-based content

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)