• Научная статья
  • 31 мая 2022
  • Открытый доступ

Категория времени как основа архитектоники программного цикла В. Д. Колупаева «Жизнь как год» (1982)

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей репрезентации категории художественного времени в поэтике малой прозы В. Д. Колупаева на материале цикла «Жизнь как год» (1982). Отдельное рассмотрение категорий пространства и времени обусловлено их равнозначным положением в тексте и наличием собственных характеристик. Научная новизна работы заключается в изучении произведений малой прозы В. Д. Колупаева с точки зрения ее пространственно-временной организации. В результате на материале программного цикла «Жизнь как год», впервые атрибутированного в литературоведческом аспекте, выявлен синтез двух временных моделей, мифопоэтической и субъектно-психологической, реализующий авторскую идею жизни как чуда.

Источники

  1. Ащеулова И. В. Чудо как ситуация духовного поиска в истории (роман В. Шарова «Воскрешение Лазаря») // Питання літературознавства. 2011. Вып. 84. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Pl_2011_84_36
  2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
  3. Вальянов Н. А. Художественный мир М. А. Тарковского: пространство, время, герой: дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2018.
  4. Веденкова Е. С. Исследование художественного пространства-времени: вопросы методологии // Вестник Тамбовского университета. 2011. № 12.
  5. Габидуллина Л. Ф. Специфика художественного времени в романах и рассказах Ш. Бикчурина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-2 (50).
  6. Дзуцева Н. А. Образ-символ «ночь» в восприятии русских поэтов «чистого искусства» и К. Л. Хетагурова. 2022. URL: http://svarkhipov.narod.ru/pup/dzus.htm
  7. Ди С. Символика метели и проблема конфликта в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 2.
  8. Кандрашкина О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. № 2-5.
  9. Ковалева Т. Н. Типы художественного времени и их роль в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. DOI: 10.15393/j9.art.2016.3603
  10. Колупаев В. Д. Жизнь как год // Колупаев В. Д. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Престиж Бук, 2017. Т. 1. Повести, рассказы.
  11. Колупаев В. Д. Пространство и Время для фантаста. Томск, 1994.
  12. Комаров С. А., Юдинцева Е. Л. Феномен молчания в русской и русскоязычной онтологической повести 1970-х годов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. Вып. 1.
  13. Комарова И. В. Духовная поэзия А. Солодовникова: художественное время и пространство: дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2017.
  14. Мостепаненко А. М. Пространство и время в макро- и микромире. М.: Политиздат, 1974.
  15. Никиенко И. В. «Пушкинский текст» в «Сократе Сибирских Афин» В. Д. Колупаева // Сибирский филологический журнал. 2012. № 4.
  16. Никиенко И. В. Вода как онтологическая и гносеологическая среда: особенности художественной адаптации философского концепта «первоначало» в «Сократе Сибирских Афин» В. Д. Колупаева // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 1 (21).
  17. Никиенко И. В. Дискурсивное синтезирование концепта «Апейрон» в «Сократе Сибирских Афин» В. Д. Колупаева: «Афинский» слой // Сибирский филологический журнал. 2014а. Вып. 4.
  18. Никиенко И. В. Персонализация институционального как дискурсивная стратегия фантаста (на материале поздней прозы В. Д. Колупаева) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014b. Вып. 10 (151).
  19. Панкова С. Ю. Пространство и время в этнической картине мира: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012.
  20. Папакина Л. Н. Формирование темпорального пространства в художественном тексте: на материале ранних произведений М. Булгакова: дисс. … к. филол. н. Махачкала, 2012.
  21. Парашкевич Г. М. Красный сфинкс: в 2-х кн. М.: Т8 Издательские технологии / RUGRAM, 2021. Книга вторая.
  22. Рыбальченко Т. Л. Проза из Сибирских Афин // Виктор Дмитриевич Колупаев: библиографический указатель / сост. и авт. пред. А. В. Яковенко; под ред. С. С. Быковой. Томск, 2005.
  23. Сенне К. Старая новая сказка: мифопоэтический подтекст пьесы-сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» // Детские чтения. 2017. Вып. 2 (12).
  24. Чигиринская О. А. Фантастика как способ организации хронотопа. 2008. URL: http://heartofsword.eu/statya/fantastika-kak-sposob-organizacii-hronotopa
  25. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990.
  26. Nesterik E., Kakzhanova F., Issina G., Shelestova T., Tsay Ye., Kusmanova G., Pecherskikh T. Spatial Images of Subjective Perception of Time in a Literary Text // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. Vol. IX. No. 3. DOI: 10.21659/rupkatha.v9n3.08

Информация об авторах

Морозова Инна Викторовна

Томский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 марта 2022.
  • Опубликована: 31 мая 2022.

Ключевые слова

  • русская литература
  • художественное время
  • Виктор Колупаев
  • цикл «Жизнь как год»
  • советская фантастика
  • Russian literature
  • artistic time
  • Victor Kolupaev
  • cycle “Life as a Year”
  • soviet science fiction

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)