• Научная статья
  • 31 мая 2022
  • Открытый доступ

Коллективная память в контексте автобиографических произведений (на материале немецкоязычных автобиографий)

Аннотация

Цель исследования - описать специфику репрезентации механизмов функционирования коллективной памяти и ее взаимодействия с индивидуальной памятью на материале произведений немецкоязычных авторов. Научная новизна работы заключается в комплексном анализе особенностей взаимообусловленности и взаимозависимости данных видов памяти. Результатом исследования становится определение этапов и вариантов взаимодействия личной и коллективной видов памяти. На материале автобиографических произведений прослеживается процесс деформации, качественного изменения личных знаний о прошлом под влиянием коллективной памяти, коллективных мыслей и суждений. Отдельное внимание уделяется способности индивидуальной памяти влиять на формирование представлений, знаний сверхиндивидуального, общественного характера.

Источники

  1. Мысливец Н. Л. Память коллективная versus память индивидуальная: к вопросу о симфоничности // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2018. № 4.
  2. Нуркова В. В. Автобиографическая память (структура, функции, механизмы): дисс. … к. психол. н. М., 1998.
  3. Переходцева О. В. Концепция памяти в современном западном литературоведении // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1 (17).
  4. Потемина М. С. Феномен памяти в немецком литературоведении после 1989 года // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». 2016. № 3.
  5. Рикер П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.
  6. Рягузова Е. В. Коллективная и семейная память в контексте взаимодействия Я и Другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9. Вып. 4 (36).
  7. Рягузова Е. В. Коллективная память и инстанции темпоральности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2019. Т. 8. Вып. 2.
  8. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.
  9. Erll A. Kollektives Gedächtnis und Erinnerungskulturen // Konzepte der Kulturwissenschaften: Theoretische Grundlagen - Ansätze - Perspektiven / hrsg. von A. Nünning, V. Nünning. Stuttgart: J. B. Metzler, 2003.
  10. Erll A., Nünning A. Where Literature and Memory Meet: Towards a Systematic Approach to the Concepts of Memory Used in Literary Studies // Literature, Literary History and Cultural Memory. Tübingen: Nar, 2005. Vol. 21 / ed. by H. Grabes.
  11. Kästner E. Als ich ein kleiner Junge war. Berlin: Eulenspiegel Verlag, 1977.
  12. Maron M. Pawels Briefe. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag GmbH, 1999.
  13. Wieck M. Zeugnis vom Untergang Königsbergs. München: Verlag C. H. Beck, 2005.

Информация об авторах

Молчанова Анна Сергеевна

к. филол. н.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 марта 2022.
  • Опубликована: 31 мая 2022.

Ключевые слова

  • автобиографическое произведение
  • немецкоязычная литература XIX-XX вв
  • автобиографический повествователь
  • коллективная память
  • автобиографическая память
  • autobiographical work
  • German-language literature of the XIX-XX centuries
  • autobiographical narrator
  • collective memory
  • autobiographical memory

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)