• Научная статья
  • 31 мая 2022
  • Открытый доступ

Метароман vs метатекст: дискуссионный аспект изучения прозы В. Пелевина

Аннотация

Цель настоящей статьи - пересмотреть один из подходов к прозе В. Пелевина, согласно которому она рассматривается как метароман с инвариантной структурой. Научная новизна определяется тем, что впервые с учетом позиции Ю. М. Лотмана и его определения метатекста романы В. Пелевина подвергаются осмыслению в рамках специального исследования и анализируются в аспекте метатекстуальности. В результате, во-первых, были разграничены понятия «метароман» и «метатекст»; во-вторых, было установлено, что творчество В. Пелевина правомерно рассматривать как единый метатекст, ключевыми свойствами которого становятся авторефлексия, аллюзии и отсылки к собственным произведениям, инвариантный сюжетный нарратив, общие образы-символы.

Источники

  1. Байкова С. А. Метатекст // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3.
  2. Беневоленская Н. П. Русский литературный постмодернизм: психоидеологические основы, генезис, эстетика: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2010.
  3. Бобылева А. Л. Антиутопия как метажанр в прозе Виктора Пелевина: дисс. … к. филол. н. Казань, 2018.
  4. Генис А. Границы и метаморфозы: Виктор Пелевин в контексте постсоветской литературы // Знамя. 1995. № 2.
  5. Дитковская И. Ю. Интертекстуальность прозы В. Пелевина: дисс. … к. филол. н. Днепропетровск, 2002.
  6. Зусева-Озкан В. Б. Историческая поэтика метаромана. М.: Intrada, 2014.
  7. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург - Омск, 1999.
  8. Куряев И. Р. Кинематографичность отечественной прозы рубежа XX-XXI веков: автореф. дисс. … к. филол. н. Саранск, 2021.
  9. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.
  10. Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб, 1997.
  11. Осьмухина О. Ю., Сипрова А. А. Мифопоэтический контекст романа В. Пелевина «Священная книга оборотня» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-2 (77).
  12. Пасечник В. В. Гностическая мифопоэтика. Роман В. Пелевина «Любовь к трем цукербринам» // Вопросы литературы. 2015. № 6.
  13. Пелевин В. О. Смотритель. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018.
  14. Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. М.: Э, 2017.
  15. Пелевин В. О. Числа. М.: Э, 2016.
  16. Позднякова И. Ю. Жан де Лафонтен в контексте культурных ассоциаций романа Виктора Пелевина «Жизнь насекомых» // XVII век в диалоге эпох и культур: мат. науч. конф. Серия “Symposium”. СПб., 2000. Вып. 8 / отв. ред. вып. А. А. Скакун.
  17. Тороп П. Х. Проблема интертекста // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1981. Вып. 567.
  18. Тульчинская Н. И., Ананина Т. В. Проблема творчества В. Пелевина: семиотика текста // Вестник Казахско-Американского свободного университета. 2006. № 2. URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/6/229
  19. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. Изд-е 3-е, стереотип. М.: КомКнига, 2007.
  20. Штайн К. Э., Петренко Д. И. Русская метапоэтика / под ред. проф. В. А. Шаповалова. Ставрополь, 2006.
  21. Яровенко С. А. Виктор Пелевин: мифопоэтика как мифодизайн // Культура и этика нового мира: кол. монография / отв. ред. Ю. Н. Москвич. Красноярск: Литера-принт, 2009. Вып. 6.
  22. Shepherd D. G. Beyond Metafiction: Self-Consciousness in Soviet Literature. Oxford: Clarendon Press, 1992.

Информация об авторах

Осьмухина Ольга Юрьевна

д. филол. н., проф.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Марьюшкина Анастасия Павловна

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 апреля 2022.
  • Опубликована: 31 мая 2022.

Ключевые слова

  • В. Пелевин
  • современная русская проза
  • метатекстуальность
  • метароман
  • инвариантный сюжет
  • V. Pelevin
  • modern Russian prose
  • metatextuality
  • metanovel
  • invariant plot

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)