Цветовая триада «черный - белый - красный» в адыгской картине мира и ее функционирование в художественном дискурсе
Аннотация
Цель исследования - выявление специфических языковых средств, относящихся к колоронимам в кабардино-черкесском языке и репрезентирующих оценочные и эмоциональные личностные смыслы, а также обладающих определенным воздействующим потенциалом. Научной новизной работы является тот факт, что впервые определяются роль и место колоронимов цветовой триады «черный - белый - красный» в построении образов в адыгском художественном дискурсе, установлении лингвоцветового сегмента, культурного восприятия цвета, значимости цветолексем и цветообозначения в творчестве адыгских писателей и поэтов. Полученные результаты показали взаимосвязь между колоронимами и системой построения национальных и индивидуально-авторских художественных образов.
Источники
- АфIэунэ Л. А. Сабийхэм папщIэ усэхэр. Нальчик: Эльбрус, 1997.
- Василевич А. П. Языковая картина мира цвета: методы исследования и прикладные аспекты: дисс. … д. филол. н. М., 2003.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.
- Гатауллина Л. В. Роль цветообозначений в концептуализации мира: автореф. дисс. … к. филол. н. Уфа, 2005.
- Гутова Л. А. Адыгские пословицы и поговорки: ситуативный контекст функционирования. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006.
- Езаова М. Ю. Языковые культурные коды в лексико-семантическом поле родства кабардино-черкесского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-3 (77).
- Езаова М. Ю., Карданов М. Л., Шугушева Д. Х. Проявление табу в системе родства адыгских языков // Филоlogos. 2019. № 1 (40).
- Жантурина Б. Н. Метафоры на основе перцептивного компонента (на материале русского и английского языков). М.: Принт Люкс, 2012.
- Кудаева З. Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. Нальчик: Эльбрус, 2008.
- Кумахов М. А., Кумахова З. Ю. Нартский эпос: язык и культура. М.: Наследие, 1998.
- Къэрмокъуэ М. М. Щихухэр иджыри мэкI. Нальчик: Эль-фа, 2004.
- КIыщокъуэ А. П. Тхыгъэхэр томихым щызэхуэхьэсауэ. Нальчик: Эльбрус, 2004. Т. 1. Усэхэмрэ поэмэхэмрэ.
- КIыщокъуэ А. П. Тхыгъэхэр томихым щызэхуэхьэсауэ. Нальчик: Эльбрус, 2005. Т. 2. Хъуэпсэгъуэ нур.
- КIыщокъуэ А. П. Тхыгъэхэр томихым щызэхуэхьэсауэ. Нальчик: Эльбрус, 2007. Т. 6. Рассказ. Повесть. Пьесэхэр.
- Родионова Е. В. Языковая актуализация цветообозначения в антропо-когнитивном аспекте: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2007.
- Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия / сост. и ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М.: Прогресс, 1972.
- Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинантне, 1988.
- Хараева Л. Х. Символика цветообозначений в языке поэзии Артюра Рембо // Проблемы общего и частного языкознания: лексико-грамматический и лингвокультурологический аспекты: коллективная монография / отв. ред. З. Х. Бижева. Нальчик, 2017.
- Шемякин Ф. И. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его значение) // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1960. Вып. 113. Мышление и речь.
- Шугушева Д. Х. Фразеологическая репрезентация концепта ГУ (сердце) в произведениях А. П. Кешокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-3 (77).
- ЩоджэнцIыкIу А. А. Тхыгъэхэр. Нальчик, 2000.
- Berlin B., Kay R. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkeley - Los Angeles: University of California Press, 1969.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 июня 2022.
- Опубликована: 29 июля 2022.
Ключевые слова
- колороним
- художественный дискурс
- категоризация цвета
- лингвоцветовая картина мира
- эволюция цветонаименований
- colouronym
- artistic discourse
- colour categorization
- linguo-colour worldview
- evolution of colour names
Copyright
© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»