• Научная статья
  • 29 июля 2022
  • Открытый доступ

Категория залога в курсе русской морфологии для тюркоязычных студентов-филологов

Аннотация

В статье в лингводидактическом аспекте рассматривается морфологическая категория залога русского глагола. Цель исследования - охарактеризовать теоретические и прикладные аспекты изучения категории залога в рамках дисциплины «Современный русский язык. Морфология» для тюркоязычных студентов-филологов. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые с точки зрения методики преподавания языковых дисциплин анализируется система залоговых оппозиций русского и татарского языков, а также смежные глагольные категории (возвратность, транзитивность и актантная деривация), обосновываются методические принципы и даются рекомендации по её изучению в тюркоязычной аудитории. В результате исследования выявлены методически релевантные (дидактически значимые) различия между русским и татарским языками в сфере образования залоговых форм, учёт которых помогает оптимизировать процесс обучения тюркоязычных обучающихся русской грамматике.

Источники

  1. Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.
  2. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005.
  3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
  4. Вузовская методика преподавания лингвистических дисциплин / под ред. Ж. В. Ганиева. М.: Наука, 2018.
  5. Герасимова Е. Е., Корнева Г. В. Практическое владение русским языком как условие академической адаптации студентов из Средней Азии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 2.
  6. Дербишева З. К. Функционально-семантическое поле залоговости в русском и киргизском языках // Сопоставительно-типологические исследования русского и киргизского языков: лексика. Фрунзе, 1988.
  7. Зиннатуллина К. З. Залоги глагола в современном татарском языке. Казань: Таткнигоиздат, 1969.
  8. Клобуков Е. В. Морфология. Русский язык. М.: Академия, 2005.
  9. Лебедева М. Н. Вопросы русской грамматики: от смысла к форме. Характерные трудности: пособие для иностранцев. М.: Русский язык, 2018.
  10. Летучий А. Б. Возвратность. Материалы для проекта корпусного описания русской грамматики. На правах рукописи. 2014. URL: http://rusgram.ru/
  11. Марченко Л. В., Шейко Е. В. Категория залога и способы работы с ней на занятиях по русскому языку со студентами вуза // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 3.
  12. Морфология современного русского языка / С. И. Богданов, В. Б. Евтюхин, Ю. П. Князев и др. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013.
  13. Московкин Л. В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021.
  14. Мусатов В. Н. Русский язык: Морфология. М.: Флинта, 2019.
  15. Национальный корпус русского языка. 2022. URL: http://www.ruscorpora.ru
  16. Панова Г. И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник. М.: КомКнига, 2010.
  17. Плунгян В. А. Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира. М.: Изд-во РГГУ, 2011.
  18. Плунгян В. А. Общая морфология: введение в проблематику. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  19. Саляхова З. И. Функционально-семантическая категория залоговости в башкирском языке: автореф. дисс. … д. филол. н. Уфа, 2012.
  20. Татарская грамматика: в 3-х т. Казань: Татар. книж. изд-во, 1993. Т. 2. Морфология.
  21. Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость / отв. ред. А. В. Бондарко. СПб.: Наука, 1991.
  22. Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. Казань: Магариф, 1999.
  23. Шаклеин В. М. Русская лингводидактика: история и современность. М.: РУДН, 2008.
  24. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М.: АСТ, 2007.
  25. Юдина Т. В. Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4.
  26. Юсупова З. Ф. Лингвометодические основы обучению русскому языку как неродному в школе: конец ХХ - начало ХХI века: монография. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

Информация об авторах

Курбанова Зухра Рашидовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Фатхутдинова Венера Габдулхаковна

д. филол. н., проф.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июня 2022.
  • Опубликована: 29 июля 2022.

Ключевые слова

  • тюркоязычные студенты-филологи
  • курс русской морфологии
  • изучение категории залога
  • обучение грамматике русского языка
  • Turkic-speaking philology students
  • Russian morphology course
  • studying the voice category
  • teaching Russian grammar

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)