• Научная статья
  • 31 августа 2022
  • Открытый доступ

Лингвопрагматические особенности современного художественного нарратива на материале рассказа “Scène” А. Роба-Грийе

Аннотация

Цель исследования - установление изменений, произошедших в художественном нарративе под воздействием эпохи постмодерна. В статье исследуются понятие «нарратив», классический подход к его определению, определяется специфика художественного нарратива, дается схема его построения. Научная новизна состоит в том, что в процессе исследования выявляется прагматический потенциал воздействия на читателя художественного нарратива нового типа, обладающего рядом специфических черт, в связи с новой концепцией восприятия и построения текста, разработанной под влиянием теоретиков постмодерна и кинематографа. В результате исследования, проводимого на примере произведения “Scène” классика - создателя «нового типа письма» Алена Роба-Грийе, на лингвистическом уровне демонстрируются такие прагматические особенности современного художественного нарратива, как кинематографичность, открытость текста, сотрудничество автора с читателем.

Источники

  1. Андреева В. А. Текстовые и дискурсные параметры литературного нарратива: на материале современной немецкоязычной прозы: дисс. … д. филол. н. СПб., 2009.
  2. Барт Р. Смерть автора. Избранные работы: семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
  3. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5.
  4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1 (2).
  5. Гапон Л. А. Текст как телесный объект (творчество Алена Роб-Грийе) // Вестник Омского университета. 1997. № 4.
  6. Евстигнеева Н. В., Оберемко О. А. Модели анализа нарратива // Южно-российский журнал социальных наук. 2007. № 4.
  7. Жиличева Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1950-х гг.): дисс. … д. филол. н. М., 2015.
  8. Корниенко А. А. Современная французская новелла в поисках новых форм. Пятигорск: ПГЛУ, 2000.
  9. Корниенко А. А. Средства выражения категории камеры во французском художественном тексте // Университетские чтения - 2010: мат. науч.-метод. чтений Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2010.
  10. Мартьянова И. А. Кинематограф русского текста. СПб.: Свое издательство, 2011.
  11. Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. Изд-е 2-е. М.: Языки славянской культуры, 2010.
  12. Потебня А. А. Мысль и язык. К.: СИНТО, 1993.
  13. Роб-Грийе А. За новый роман // Роб-Грийе А. Романески. М.: Ладомир, 2005.
  14. Тюпа В. И. Нарративная стратегия романа // Новый филологический вестник. 2011. № 3 (18).
  15. Чотчаева М. Ю., Сосновский, В. Т. Постмодернизм в культуре и литературе современности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». 2017. № 2 (197).
  16. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  17. Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1955.
  18. Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы». СПб.: Симпозиум, 1997.
  19. Adam J.-M. La linguistique textuelle.Introduction à l’analyse textuelle des discours. P., 2005.
  20. Labov W. Language in the Inner City. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
  21. Labov W., Waletzky J. Narrative Analysis: Oral Versions of Personal Experience // Journal of Narrative & Life History. 1997. Vol. 7 (1-4).
  22. Laszlo J. The Science of Stories: An Introduction to Narrative Psychology. N. Y.: Routledge, 2008.
  23. Robbe-Grillet А. Scène // Современная французская новелла XX века: сборник / сост. Т. Балашова, В. Балашов. М.: Прогресс, 1981.

Информация об авторах

Глазкова Анастасия Викторовна

к. филол. н.

Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева

Чабыкина Дарья Станиславовна

Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июля 2022.
  • Опубликована: 31 августа 2022.

Ключевые слова

  • нарратив
  • постмодернизм
  • кинематографичность текста
  • открытость текста
  • сотрудничество с читателем
  • narrative
  • postmodernism
  • cinematic nature of the text
  • openness of the text
  • cooperation with the reader

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)