• Научная статья
  • 30 сентября 2022
  • Открытый доступ

Суггестивное воздействие стереотипов (на материале современных англоязычных СМИ, создающих образ России)

Аннотация

Цель данного исследования - выявить суггестивный потенциал стереотипов в современных СМИ. Статья посвящена исследованию суггестивного воздействия стереотипов на материале современных англоязычных СМИ, в которых представлен образ России. В статье рассматриваются такие понятия, как «стереотип» и «суггестия», приводится типология стереотипов, описываются основные их функции. Научная новизна состоит в том, что стереотип рассматривается авторами с точки зрения суггестивного воздействия на сознание общества. В работе также исследуются языковые средства, с помощью которых формируется искусственный стереотип, способный оказывать суггестивное воздействие. В результате анализа примеров был выделен основной стереотипный образ России, который создается в англоязычных СМИ, а также способы его языковой реализации.

Источники

  1. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1.
  2. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М., 2005.
  3. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М., 2009.
  4. Калашников Э. В. Этнонимы как средство формирования субъективно-читательской проспекции // Язык в эпоху знаковой культуры: тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. (г. Иркутск, 17-20 сентября 1996 г.). Иркутск, 1996.
  5. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М., 2007.
  6. Кондоба М. В. К проблеме определения понятия «контрманипуляция» в аспекте теории речевого воздействия // Экология языка и коммуникативная практика. 2015. № 2.
  7. Косяков В. А. Стереотип как когнитивно-языковой феномен: на материалах СМИ, посвященных войне в Ираке: дисс. … к. филол. н. Иркутск, 2009.
  8. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. Женщины, огонь и опасность // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка / сост., ред. и вступит. ст. В. В. Петрова и В. И. Герасимова.
  9. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
  10. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. З. Замчук. Изд-е 7-е. М., 2011.
  11. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 1-2 (15-16).
  12. Субботина Н. Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе. М., 2018.
  13. Фокина Т. П., Комарова С. Л. Феномен «социального стереотипа» и самосознание личности // МАПН. Материалы восьмых страховских чтений: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1999.
  14. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. М., 2014.
  15. Lippmann W. Public Opinion. N. Y.: Harcourt, Brace and Company, 1922.

Информация об авторах

Зырянова Ирина Николаевна

к. филол. н.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Косяков Виталий Александрович

к. филол. н.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июля 2022.
  • Опубликована: 30 сентября 2022.

Ключевые слова

  • стереотип
  • социальный стереотип
  • суггестия
  • суггестивное воздействие
  • stereotype
  • social stereotype
  • suggestion
  • suggestive impact

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)