• Научная статья
  • 30 сентября 2022
  • Открытый доступ

Метафора как средство создания иллюзии достоверности фантастических образов (на примере рассказа С. Кинга «Грузовик дяди Отто»)

Аннотация

Цель данного исследования - определить роль метафоры в создании эффекта/иллюзии достоверности фантастических образов в рассказе Стивена Кинга «Грузовик дяди Отто». В статье выявлены и проанализированы метафоры, содержащие в своем составе компонент семантического поля «Машина» в рассказе с фантастическим допущением; показано, как меняется фантастический образ в представлении читателя и как метафоры маркируют этапы усиления саспенса, чтобы удержать внимание аудитории. Научная новизна обусловлена характером предпринятого лингвистического анализа (стилистический анализ с использованием общетекстового, семантического и сравнительно-переводческого методов) с целью рассмотреть эффективность использования метафоры для создания более достоверных образов в рассказах с фантастическим сюжетом. В результате исследования было выделено три доминирующих типа метафоры: анималистическая, антропоморфная и машинная, которые используются для наделения неодушевленных предметов характеристиками живых существ; сделан вывод, что анималистические и антропоморфные метафоры могут быть эффективным средством усиления саспенса и создания достоверности в рассказах с фантастическим допущением.

Источники

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Наука, 2010.
  2. Артамонов Г. А. Литературная репутация Стивена Кинга // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. 2008. № 3 (57).
  3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
  4. Васина И. В. Основные характеристики horror как жанра художественной литературы в диахроническом аспекте // Young Scientist. 2017. № 4.1.
  5. Герасимова В. Е. Лингвокультурные особенности перевода метафор в рассказах Стивена Кинга // Социально-гуманитарные знания как фактор изменений современного общества: сб. тр. конф. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020.
  6. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004.
  7. Левин Ю. И. Структура русской метафоры // Труды по знаковым системам. 1965. Т. 2.
  8. Матафонова Е. Б. Стивен Кинг в литературной критике // Филологическое образование и современный мир: XII молодёж. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Чита: Забайкальский государственный университет, 2016.
  9. Мороховский А. Н., Воробьева О. П., Лихошерст Н. И., Тимошенко З. В. Стилистика английского языка. К.: Высшая школа, 1984.
  10. Москвин В. П. Русская метафора: очерк семиотической теории. М.: Леланд, 2006.
  11. Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  12. Davidson D. What Metaphors Mean // Critical Inquiry. Special Issue on Metaphor. 1978. Vol. 5. No. 1.
  13. Josephs A., Caballero Ju. Federico García Lorca. Poema del cante jondo. Romancero gitano. Madrid: Ediciones Cátedra, 1980.

Информация об авторах

Петров Михаил Александрович

к. полит. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Моргун Елена Анатольевна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 августа 2022.
  • Опубликована: 30 сентября 2022.

Ключевые слова

  • С. Кинг
  • метафора
  • фантастическое допущение
  • достоверность фантастических образов
  • саспенс
  • S. King
  • metaphor
  • fantastic assumption
  • credibility of fantastic images
  • suspense

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)