• Научная статья
  • 30 ноября 2022
  • Открытый доступ

Художественный текст в аспекте формирования лингвокультурологической компетенции студентов-филологов при обучении русскому языку

Аннотация

Цель исследования - рассмотреть способы формирования лингвокультурологической компетенции студентов-филологов на занятиях по современному русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства. Научная новизна исследования: предложена методическая система работы с художественным текстом на занятиях по современному русскому языку, нацеленная на формирование лингвокультурологической компетенции, предусматривающей выявление универсального и национально-специфического в художественном тексте. В результате исследования определяется необходимость комплексного анализа на материале учебного художественного текста национально-специфических единиц языка (русских религионимов, тюркизмов-регионализмов) с использованием культуроведческого, историко-лингвистического, этимологического и лингвокультурологического комментариев, что позволит расширить когнитивную базу обучающихся - фонд знаний о культуре народов.

Источники

  1. Аюпова Л. Л. Лексика народов Башкортостана в русской речи (Глоссарий). Уфа, 1994.
  2. Богданова Е. С. Система обучения текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах средней школы: интегративный подход: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2021.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.
  4. Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: РУДН, 2008.
  5. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г. Русский язык в диалоге культур. М.: Ладомир, 2006.
  6. Закирьянов К. З. Формирование лингвистической компетенции школьников // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 4.
  7. Муллагалиева А. К., Саяхова Л. Г. Русский язык в диалоге культур (уроки русского языка как родного и как языка межнационального общения в 5-11 классах общеобразовательных учреждений): пособие для учителя. Уфа: Китап, 2008.
  8. Саяхова Л. Г. Диалог культур в лингвокультурологическом пространстве учебников русского языка для башкирских школ // Актуальные проблемы башкирского, тюркского и сопоставительного языкознания: сб. науч. ст. Уфа, 2005.
  9. Саяхова Л. Г. Компетентностный подход к изучению русского языка в учебниках для 10-11 классов школ гуманитарного профиля с обучением на тюркских языках: пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2009.
  10. Саяхова Л. Г. О формировании лингвокультурологической компетенции студентов-филологов // Актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии: теория и практика: мат. междунар. науч.-метод. конф. Уфа, 2016.
  11. Сергеева Л. А. Лингвокультурологические основы изучения славянских языков. Уфа, 2009.
  12. Хайруллина Р. Х., Саяхова Л. Г., Пожидаев Р. А. Формирование лингвокультурологической компетенции у студентов-филологов (на материале художественного текста) // Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. № 1.
  13. Хайруллина Р. Х., Фаткуллина Ф. Г. Становление лингвокультурологии как научной и образовательной парадигмы в Башкортостане // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. № 4.
  14. Шан Цзиньюй, Давлетбаева Р. Г. Развитие лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов в процессе обучения русскому языку // Педагогическое образование в России. 2020. № 4.

Информация об авторах

Кульсарина Ирена Галинуровна

к. филол. н., доц.

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Махмутова Альфия Сабировна

к. филол. н., доц.

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Хисамова Галия Гильмулловна

д. филол. н., проф.

Башкирский государственный университет, г. Уфа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 сентября 2022.
  • Опубликована: 30 ноября 2022.

Ключевые слова

  • формирование лингвокультурологической компетенции
  • обучение русскому языку студентов-филологов
  • поликультурное образовательное пространство
  • учебный художественный текст
  • linguoculturological competence formation
  • teaching Russian to philology students
  • multicultural educational space
  • educational literary text

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)