• Научная статья
  • 30 декабря 2022
  • Открытый доступ

Современный англоязычный роман

Аннотация

Цель исследования - определить характерные черты постпостмодернизма в их тематическом и композиционном построении на материале англоязычного романа 2018-2019 гг. В статье устанавливаются специфические особенности мировосприятия авторов данного течения и применяемые ими художественно-изобразительные средства для формирования эстетического впечатления от прочитанного. Выявляются приемы постмодернизма и постпостмодернизма, которые позволяют читателю лучше представить уязвимое положение человека в окружающей действительности: фрагментация, фабуляция, жанровое многоголосие, элементы игры, театрализованность нарратива. Уточняется, каким образом происходит условное сближение повествовательных техник с предшествующими литературными образцами: прослеживаются референции к мифу, а также к английской и американской классике. Научная новизна исследования заключается в раскрытии некоторых особенностей подхода современных авторов к изображению реальности. Читательская интерпретация переходит в интерактивность, своеобразный диалог с героями и текстом. В результате доказано, что в художественных произведениях первой четверти XXI в. хаос и абсурд действительности доводятся до крайности, создавая виртуальную реальность . Меняется и природа традиционного английского юмора: авторы обращаются к постиронии , то есть находят способы дистанцироваться от текста, придать ему условный иронический характер, смягчить негативный эффект нарратива.

Источники

  1. Алейник Р. М. Проблема человека в философской постмодернистской литературе // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 296.
  2. Ананьина О. А. Самоинтерпретирующая книга: роман М. Данилевски «Дом листьев» // Практики и интерпретации. 2017. Т. 2. № 3.
  3. Аникин Г. В. Современный английский роман. Свердловск: Изд-во Уральского государственного университета, 1971.
  4. Бычков В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1126
  5. Денисова И. В. Истоки гендерной идентичности личности в творчестве В. Вулф // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 6-2 (25).
  6. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
  7. Новиков А. В. «Дом листьев» и проблема постмодернистского хронотопа // Litera. 2022. № 6. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.6.38300
  8. Павлов А. В. Постпостмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. М.: Изд-во Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019.
  9. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  10. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. 2004. URL: https://www.litmir.me/br/?b=138611&p=18
  11. Fokkema D. W. The Semantic and Syntactic Organization of Postmodernist Texts. Approaching Postmodernism. Amsterdam, 1986.
  12. Timmer N. Do You Feel It Too? The Post-Postmodern Syndrome in American Fiction at the Turn of the Millennium. Utrecht: Utrecht University Repository, 2008.

Информация об авторах

Соколова Ирина Всеволодовна

к. филол. н., доц.

Литературный институт им. А. М. Горького, г. Москва

Шишкова Ирина Алексеевна

д. филол. н., проф.

Литературный институт им. А. М. Горького, г. Москва

Кешокова Елена Алимовна

к. филол. н., доц.

Литературный институт им. А. М. Горького, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2022.
  • Опубликована: 30 декабря 2022.

Ключевые слова

  • постпостмодернизм
  • фрагментация
  • фабуляция
  • жанровое многоголосие
  • виртуальная реальность
  • post-postmodernism
  • fragmentation
  • fabulation
  • genre polyphony
  • virtual reality

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)