• Научная статья
  • 31 января 2023
  • Открытый доступ

«Заумная пра-образность» и «словоновшество» в стихотворениях А. Крученых о временах года

Аннотация

Цель исследования - описание средств языкового воплощения образов времен года в поэзии А. Крученых с опорой на методологический аппарат лингвистики креатива. В работе способы вербализации представлений поэта о временах года рассматриваются в широкой концептуальной рамке идейно-эстетических установок заумной поэзии начала ХХ века. Особое внимание уделяется анализу творимости и функциональной одноразовости словесных новаций А. Крученых, которые используются для обозначения нетривиально переосмысленных поэтом сезонных состояний природы. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу проявлений вербальной креативности поэта (1) на макроуровне поэтического текста как единого художественно-смыслового целого и (2) на микроуровне окказиональных номинаций как отдельных текстовых единиц. В результате показано, что языковая реализация анализируемых образов А. Крученых обусловлена авторской интенцией деавтоматизировать читательское восприятие текста посредством использования окказионализмов разной степени интерпретируемости, звукоизобразительных приемов и тропеических средств обозначения интермодальных ощущений.

Источники

  1. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Л.: Просвещение, 1981.
  2. Баранов А. Н., Добровольский Д. О., Фатеева Н. А. Идиостиль Ф. М. Достоевского: направления изучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2021. Т. 12. № 2.
  3. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 1996.
  4. Злыднева Н. В. От составителя // Проблемы синестезии и поэтика авангарда: сб. ст. / отв. ред.-сост. Н. В. Злыднева. М.: Государственный институт искусствознания, 2020.
  5. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  6. Лыков А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М.: Высшая школа, 1976.
  7. Сироткина И. Е. Синестезия и проект пересоздания человека // Проблемы синестезии и поэтика авангарда: сб. ст. / отв. ред.-сост. Н. В. Злыднева. М.: Государственный институт искусствознания, 2020.
  8. Устинова Т. В. Неконвенциональное смыслообразование в поэтической речи: опыт лингвокогнитивного моделирования читательской рецепции / науч. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2017.
  9. Шершенович Я. Синестезия: физиология - эстетика - метафизика // Проблемы синестезии и поэтика авангарда: сб. ст. / отв. ред.-сост. Н. В. Злыднева. М.: Государственный институт искусствознания, 2020.
  10. Шкловский В. Заумный язык и поэзия // Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания / сост. В. Н. Терёхина, А. П. Зименков. СПб.: Полиграф, 2009.

Информация об авторах

Устинова Татьяна Викторовна

д. филол. н., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 декабря 2022.
  • Опубликована: 31 января 2023.

Ключевые слова

  • кубофутуризм
  • вербальная креативность
  • конструирование значения
  • окказиональная номинация
  • синестезия
  • Cubo-Futurism
  • verbal creativity
  • meaning construction
  • nonce naming
  • synaesthesia

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)