• Научная статья
  • 31 января 2023
  • Открытый доступ

Возможные миры в семантическом пространстве рекламного туристического нарратива

Аннотация

Цель исследования - определить особенности репрезентации возможных миров в рекламном туристическом нарративе. Научная новизна работы заключается в том, что впервые дано описание семантики возможных миров в текстах рекламного туристического нарратива. Полученные результаты показали, что семантическое пространство рекламного туристического нарратива актуализирует оппозицию действительного и вероятного (возможного). В ходе анализа практического материала было установлено, что рекламный туристический нарратив эксплицирует эпистемически возможные миры (как возможные направления развития событий) и аксиологически возможные миры (аксиологический мир желаний и аксиологический мир рекомендаций). Автором выделяются языковые средства, реализующие семантические признаки возможных миров, а также лексические прагматические маркеры: эпистемические (как темпорального, так и аксиологического позиционирования), аксиологические (ценностное отношение к реалиям действительности) и эмотивные (эмотивный фон репрезентации возможных миров), которые позиционируют объекты возможных миров в их временном и локальном аспекте. Обосновывается, что рекламный туристический нарратив репрезентирует эпистемически и аксиологически возможные миры, семантические признаки которых обладают синкретической семантикой.

Источники

  1. Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: культурные концепты: сб. ст. / Российская академия наук, Ин-т языкознания; отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Индрик, 1991.
  2. Бабушкин А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка: монография. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2001.
  3. Берестов И. В. Уникальность объектов в возможных мирах Г. В. Лейбница // Идеи и Идеалы. 2017. Т. 1. № 2 (32). DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.1-61-74
  4. Боднарук Е. В. Категория футуральности в современном немецком языке: семантико-прагматический и функционально-дискурсивный аспекты исследования: автореф. дисс. … д. филол. н. Архангельск, 2016.
  5. Горло Е. А. К вопросу о лексических прагматических маркерах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-2 (25).
  6. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  7. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. Изд-е 2-е, испр. Новочеркасск: Изд-во Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова, 2011.
  8. Котюрова М. П., Кушнина Л. В. Индуктивный и дедуктивный пути познания в научном дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2018. Т. 17. № 1. DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.1.18
  9. Крипке С. Тождество и необходимость // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Радуга, 1982. Вып. 13. Логика и лингвистика (проблемы референции) / сост., ред. и вступит. ст. Н. Д. Арутюновой.
  10. Лейбниц Г. В. Абсолютно первые истины / пер. с лат. Г. Г. Майорова // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 3.
  11. Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла / пер. с фр. под ред. В. В. Соколова // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 4.
  12. Меньшикова Е. Е. Мифопоэтическое пространство рекламного туристического нарратива. Мифологемы, идеологемы, метафора: монография. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2014.
  13. Новикова А. В. Лингвистический анализ реализации возможных миров в художественном тексте: автореф. дисс. … к. филол. н. Челябинск, 2010.
  14. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001.
  15. Хинтикка Я. Виды модальностей // Семантика модальных и интенсиональных логик: сб. ст. / сост., общ. ред. и вступит. ст. В. А. Смирнова. М.: Прогресс, 1981.
  16. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования: сб. избр. ст. / пер. с англ.; сост., вступит. ст. и общ. ред. В. Н. Садовского и В. А. Смирнова. М.: Прогресс, 1980.
  17. Kripke S. Naming and Necessity // Semantics of Natural Language / ed. by D. Davidson, G. Harman. 2nd ed. Dordrecht: D. Reidel Publishing Co., 1972. URL: https://uh.edu/~garson/NamingandNecessity.pdf
  18. Leibniz G. W. On Contingency // Leibniz G. W. Philosophical Essays / transl. and ed. by R. Ariew, D. Garber. Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1989. URL: https://www.earlymoderntexts.com/assets/pdfs/leibniz1686b.pdf

Информация об авторах

Меньшикова Екатерина Евгеньевна

к. филол. н., доц.

Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 декабря 2022.
  • Опубликована: 31 января 2023.

Ключевые слова

  • рекламный туристический нарратив
  • возможный мир
  • эпистемически возможные миры
  • аксиологически возможные миры
  • лексические прагматические маркеры
  • advertising tourist narrative
  • possible world
  • epistemically possible worlds
  • axiologically possible worlds
  • lexical pragmatic markers

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)