• Научная статья
  • 31 января 2023
  • Открытый доступ

Синтаксический разбор как средство подготовки к решению грамматических и пунктуационных заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Аннотация

Цель исследования - обосновать необходимость систематизированного обучения школьников синтаксическому разбору, который является основным инструментом в решении грамматических и пунктуационных задач в проверочных работах разного уровня. В статье проанализированы и обобщены задания разных видов, предполагающие выполнение синтаксического разбора, с которыми сталкиваются учащиеся при написании проверочных и экзаменационных работ. Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка определить первостепенную роль синтаксического разбора в подготовке учащихся к решению грамматических и пунктуационных задач в рамках ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. В школьной практике преподавания русского языка заметен разрыв между изучением программного материала и подготовкой к экзаменам. Это означает, что в планировании содержательной стороны уроков следует учитывать требования к выполнению экзаменационных и проверочных работ. В этой связи синтаксический разбор рассматривается нами не только как результат обобщения знаний в области грамматики, но и как источник формирования этих знаний. Системный подход к анализу заданий Всероссийских проверочных работ, Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена по русскому языку поможет учителю выстроить планомерную работу по подготовке учащихся к итоговым испытаниям и соотнести экзаменационные требования с требованиями к изучению программного материала. Результаты проведенного исследования позволяют выработать методические рекомендации для учителей по работе над синтаксическим разбором на уроках русского языка в школе, способствующие более качественной подготовке школьников к прохождению экзаменационных испытаний.

Источники

  1. Алексеев Ф. Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу. М.: АСТ, 2020.
  2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Изд-е 2-е. М.: Издание братьев Салаевых, 1867.
  3. Грачева Ж. В., Сидорова Е. В. Методика преподавания русского языка в школе: уч.-метод. пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного педагогического университета, 2012.
  4. Грачева Ж. В., Сидорова Е. В. Современный русский язык для современной школы: уч.-метод. пособие. Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2022.
  5. Еремина Е. А. Виды разбора на уроках русского языка. 5-11 классы: уч. пособие. М.: Паритет, 2008.
  6. Ильина Т. В., Сидорова Е. В. Синтаксис простого и сложного предложений. Система упражнений по синтаксису: уч.-метод. пособие. Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2016.
  7. Ильина Т. В., Сидорова Е. В. Синтаксис простого предложения в школе и вузе: уч.-метод. пособие. Воронеж: ИПЦ Воронежского государственного университета, 2012.
  8. Ильина Т. В., Сидорова Е. В. Синтаксис сложного предложения в школе и вузе: уч.-метод. пособие для вузов. Воронеж: ИД Воронежского государственного университета, 2014.
  9. Полевой П. Н. Методика преподавания русской грамматики в младших классах средних учебных заведений. СПб.: Д. Д. Полубояринов, 1884.
  10. Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1860-1861. Т. 9.
  11. Текучев А. В. Грамматический разбор в школе. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
  12. Телкова В. А. Синтаксический разбор в трудах методистов буслаевской школы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 5.
  13. Ушакова О. Д. Все виды разбора по русскому языку. 5-9 классы. М.: Литера, 2022.
  14. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1974.
  15. Шереметевский В. П. Начатки науки о родном языке // Филологические записки. 1881. № 3.
  16. Ярошенко Н. М. Как делать синтаксический разбор. Кишинев: Тип. А. Попова, 1897.

Информация об авторах

Ильина Татьяна Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Воронежский государственный университет

Сидорова Елена Владимировна

к. филол. н., доц.

Воронежский государственный университет

Швецова Ольга Анатольевна

к. филол. н., доц.

Воронежский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 декабря 2022.
  • Опубликована: 31 января 2023.

Ключевые слова

  • решение грамматических и пунктуационных заданий
  • синтаксический разбор
  • Всероссийская проверочная работа
  • Основной государственный экзамен
  • Единый государственный экзамен
  • обучение русскому языку в школе
  • completing grammar and punctuation tasks
  • sentence analysis
  • All-Russian Test Work
  • Basic State Examination
  • Unified State Examination
  • teaching Russian at school

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)