• Научная статья
  • 31 января 2023
  • Открытый доступ

Жанры литературного творчества Дени Дидро

Аннотация

Статья ставит своей целью выявление особенностей художественного мировоззрения Дени Дидро - одного из виднейших деятелей французской культуры, философа, прозаика, драматурга, теоретика искусства, внесшего значительный вклад в литературное просвещение французского общества. Научная новизна работы заключается в рассмотрении динамики взглядов французского просветителя и комплексном анализе его литературоведческого вклада в становление и развитие таких литературных жанров того времени, как романы, а также «серьезные комедии» (драмы), ставшие историко-литературным феноменом эпохи Просвещения. Исследование творчества Д. Дидро позволяет определить его как разностороннюю личность, оригинального мыслителя-энциклопедиста. В результате доказано, что Дени Дидро как центральная и парадоксальная личность эпохи Просвещения при написании литературных произведений осознанно сочетал обыденное с теоретическим, художественным и философским мышлением, что проявилось в его вкладе в развитие бытовавших в XVIII в. и становление новых литературных жанров. Анализ содержания сочинений французского писателя показывает, что они носят просветительский характер, поскольку их автор как мыслитель и писатель использовал «творческий метод», по определению Г. Гачева, сглаживающий резкую грань между художником, критиком и философом.

Источники

  1. Акимова А. А. Дидро. М.: Молодая гвардия, 1963. URL: https://sv-scena.ru/Buki/Didro.html
  2. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. СПб.: Пневма, 2002. Т. 3. От Возрождения до Канта.
  3. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Д. Дидро и И. Кант. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bibler-vladimir-solomonovich/vek-prosvescheniya-i-kritika-sposobnosti-suzhdeniya-d-didro-i-i-kant
  4. Бондарев А. У истоков полифонического романа // Французский фривольный роман. А. Р. Лесаж. «Хромой бес». Ш. Л. Монтескье. «Персидские письма». Д. Дидро. «Нескромные сокровища». М.: ИОЛОС, 1993. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/bondarev-u-istokov-polifonicheskogo-romana.htm
  5. Борботько Л. А. Функциональный потенциал авторского метатекста пьесы как онтологической единицы театрального дискурса // Филология в контексте коммуникации и современной культуры / отв. ред. С. С. Бычков, В. В. Катермина, А. М. Прима, А. В. Самойлова. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2020.
  6. Борботько Л. А., Вишневская Е. М. Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 1. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-22-30
  7. Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия: уч. пособие. Пермь: Изд-во Пермского государственного национального исследовательского университета, 2012.
  8. Бояджиев Г. Н. Дидро // Мокульский С. История западноевропейского театра: в 4-х т. М.: Искусство, 1957. Т. 2. URL: https://krispen.ru/knigi/istoriya_zapadnoevr_teatra_02.pdf
  9. Будагов Р. А. Толковые словари в национальной культуре народов. М.: Изд-во Московского государственного университета, 1989.
  10. Викулова Л. Г. Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство // Древняя и новая Романия. 2016. Вып. 17.
  11. Викулова Л. Г., Серебренникова Е. Ф., Вострикова О. В., Герасимова С. А. Лексемы “identité” / «идентичность» как элементы универсумов человека и языка: этносемиометрический и аксиологический аспекты интерпретации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 2 (831).
  12. Галлямова М. С. Проблема специфики жанра «мещанская трагедия» в английской литературе начала XVIII века // Язык. Словесность. Культура. 2012. № 2-3.
  13. Гачев Г. Эстетические взгляды Дидро. М.: Гослитиздат, 1961.
  14. Герасимова С. А. Поликодовость «распашного титула» французской Энциклопедии XVIII века (фронтиспис и титульный лист) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 1.
  15. Грудкина Т. В. Дени Дидро // Грудкина Т. В. Сто великих мастеров прозы. М.: Вече, 2009.
  16. Длугач Т. Б. Дени Дидро. М.: Мысль, 1986.
  17. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987. URL: https://coollib.com/b/273799/read
  18. Луков В. А. Дидро и истоки новой европейской сценичности // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4.
  19. Луков В. А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1.
  20. Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2008.
  21. Михайлов А. Д. Первый роман Дидро // Дидро Д. Нескромные сокровища. М.: Наука, 1992. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/mihajlov-pervyj-roman-didro.htm
  22. Мухина Н. Ю. Жанровая природа романа «Нескромные сокровища»: к вопросу о специфике жанрового сознания Дидро // Вестник Челябинского государственного университета. 1996. Т. 2. № 1.
  23. Пахсарьян Н. Т. 2014.01.015. Шартье П. Жизни Дидро: портрет философа как мистификатора. Chartier P. Vies de Diderot. Portrait du philosophe en mystificateur. - P.: Hermann éditeurs, 2012. - Vol. 1-3. - Vol. 1. - 620 p.; Vol. 2. - 584 p.; Vol. 3. - 635 p. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7 «Литературоведение». 2014. № 1.
  24. Пахсарьян Н. Т. Поэтика романа Дидро «Нескромные сокровища» // Вестник Московского государственного университета. Серия 9 «Филология». 1995. № 1. URL: https://md-eksperiment.org/ru/post/20181010-poetika-romana-d-didro-neskromnye-sokrovisha
  25. Пахсарьян Н. Т. Сентиментализм: попытка определения // Литература в диалоге культур - 3: мат. междунар. конф. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2006. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-all/pahsaryan-sentimentalizm-popytka-opredeleniya.htm
  26. Пашкуров А. Н. Система просветительского реализма как научная проблема // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. Т. 158. Кн. 1.
  27. Потемкина Л. Я. История создания романа Дидро «Монахиня» // Филологические науки. 1959. № 3. URL: https://md-eksperiment.org/ru/post/20181010-istoriya-sozdaniya-romana-d-didro-monahinya
  28. Разумовская М. В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Д’Аламбера») // Вестник Ленинградского университета. Серия 2. 1984. № 20. Вып. 4. URL: https://md-eksperiment.org/ru/post/20181010-roman-dialog-i-filosofskij-dialog-u-didro
  29. Сементковский Р. И. Дени Дидро (1717-1784). Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. СПб.: Типография общества «Общественная польза», 1896. URL: https://thelib.ru/books/sementkovskiy_r/deni_didro_1717_1784_ego_zhizn_i_literaturnaya_deyatelnost-read.html
  30. Сент-Бёв Ш. О. Дидро // Сент-Бёв Ш. О. Литературные портреты: критические очерки. М.: Художественная литература, 1970.
  31. Симон К. Р. Термины «энциклопедия» и «свободные искусства» в их историческом развитии // Русский язык. 2001. № 34. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200103404
  32. Теория литературы: в 4-х т. М.: Изд-во Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук; Наследие, 2001. Т. 4. Литературный процесс.
  33. Чупрына О. Г., Баранова К. М., Меркулова М. Г. СУДЬБА как концепт в языке и культуре // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 3.
  34. Chartier P. Est-il bon? Est-il confus? // Recherches sur Diderot et sur l’Encyclopédie. 2007. № 42. URL: http://journals.openedition.org/rde/2423. DOI: https://doi.org/10.4000/rde.2423
  35. Chartier P. Vies de Diderot. Portrait du philosophe en mystificateur: en 3 volumes. P.: Hermann éditeurs, 2012. Vol. 1. Vol. 3.
  36. Curran A. S. Diderot and the Art of Thinking Freely. N. Y.: Other Press, 2019.
  37. Delers O. M. À la recherche du “bourgeois”: drame sérieux et tentations narratives chez Diderot // Roman et théâtre: Une rencontre intergénérique dans la littérature française / sous la dir. de A. Sivetidou, M. Litsardaki. P.: Classiques Garnier, 2010.
  38. Didier B. Diderot dramaturge du vivant. P.: Presses universitaires de France, 2001.
  39. Duflo C. Jacques le fataliste, l’antiroman dont vous êtes le héros // Duflo C. Les Aventures de Sophie. La philosophie dans le roman au XVIIIe siècle. P.: CNRS-éditions, 2013.
  40. Lecourt D. La philosophie de Jacques le Fataliste // Recherches sur Diderot et sur l’Encyclopédie. 1999. № 26. URL: https://journals.openedition.org/rde/1021
  41. Salkin-Sbirolt L. Les paradoxes comiques de Jacques le fataliste // Recherches sur Diderot et sur l’Encyclopédie. 1987. № 3. URL: https://www.persee.fr/doc/rde_0769-0886_1987_num_3_1_922

Информация об авторах

Герасимова Светлана Анатольевна

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 ноября 2022.
  • Опубликована: 31 января 2023.

Ключевые слова

  • Дени Дидро
  • деятельность переводчика
  • художественное миросозерцание
  • роман
  • драма
  • Denis Diderot
  • activities of a translator
  • artistic outlook
  • novel
  • drama

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)