• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Проблема взросления подростка в повести Т. Михеевой «Когда мы остаёмся одни»

Аннотация

Настоящая статья посвящена специфике осмысления темы взросления в современной прозе. Целью исследования становится выявление своеобразия и особенностей процесса взросления подростка в повести одного из знаковых писателей современности - Т. В. Михеевой. Научная новизна исследования обусловлена неразработанностью данной темы в современном литературоведении и важностью проблемы детско-подросткового взросления в новейшей русской литературе. В статье показаны основные этапы взросления главной героини на личностном, социальном и семейном уровнях: максималистское неприятие происходящих изменений, бунтарский вызов семье и обществу, добровольное одиночество и замкнутость для самостоятельного осмысления проблемы, поиск выхода из сложившейся ситуации. Выявлены сложные процессы постепенного выхода из детского иллюзорного и бесконфликтного мира и движения к юношескому вхождению во взрослую жизнь, полную проблем и противоречий. При этом изменение поведения, характера и взглядов на жизнь прослежено не только на примере образа главной героини, но и других персонажей повести, как подростков, так и взрослых. Обозначены главные нравственные приоритеты героев и автора - семья, скрепленная любовью и уважением друг к другу её членов. Полученные результаты показали значимость заявленной проблемы, которая позволила проанализировать инициарный путь героини к новому этапу жизни и выявить типичные для подростка «болезни роста».

Источники

  1. Арзамасцева И. Н. Возвращение строгого юноши // Октябрь. 2014. № 11.
  2. Арзамасцева И. Н. «Крымский текст» детской литературы: история и современность // Литература в школе. 2015. № 6.
  3. Борода Е. В. «Честное бегство» современного героя: проблема эскапизма в подростковой литературе XXI века // Неофилология. 2020. Т. 6. № 23.
  4. Золотухина А. В. Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х - 1970-х годов: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2018.
  5. Литовская М. А. «Время всегда хорошее»: социальная психология для современного подростка // Детская литература сегодня: сб. науч. ст. / сост. Н. В. Барковская, М. А. Литовская. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2010.
  6. Михалёва Т. И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
  7. Михалёва Т. И. Человек в беде. Подросток и преступление в современной художественной литературе // Школьная библиотека. 2009. № 4-5.
  8. Ничипоров И. Б. Современность глазами подростка: повесть Дарьи Доцук «Голос» // Пушкинские чтения - 2022. Классическая и новая словесность в XXI веке: жанр, автор, текст, медиатизация: мат. XXVII междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Петрова. СПб.: Изд-во Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2022.
  9. Осьмухина О. Ю., Казачкова А. В. Специфика воплощения «детской» темы в современной отечественной прозе: многообразие рефлективных практик // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 1. № 4.

Информация об авторах

Октябрьская Ольга Святославовна

д. филол. н.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2023.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • подростковая литература
  • процесс социализации
  • мотив любви
  • семейные проблемы
  • подростковый бунт
  • adolescent’s literature
  • socialization process
  • motive of love
  • family problems
  • teenage rebellion

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)