• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Прагматические функции ремарок в драматургии Марка Равенхилла (на материале пьес “Over There” и “Ghost Story”)

Аннотация

Целью данного исследования является выявление прагматических функций ремарок в не переведенных к настоящему времени пьесах Марка Равенхилла “Over There” и “Ghost Story”. В статье рассматриваются теоретические аспекты авторских ремарок (включая классификации), а также комплексно анализируются тексты произведений М. Равенхилла. Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые предпринято исследование ремарок М. Равенхилла, предполагающее анализ их прагматических функций. Это позволяет объективировать имеющиеся в литературоведении знания о ремарке как важном компоненте драматического текста. Кроме того, проблема адекватной интерпретации авторского замысла является актуальной в связи с возникающими противоречиями в толковании художественного произведения, предназначенного для сценической постановки. Анализ ремарок в рассматриваемых произведениях позволит определить прагматику побочного текста в современной британской драматургии. В результате мы приходим к заключению, что авторские ремарки Марка Равенхилла передают глубинные прагматические значения, способствующие полному раскрытию смысла произведения: расширенная ремарка является многофункциональной, лаконичная имеет смыслообразующую функцию.

Источники

  1. Арто А. Театр и его двойник. Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / cост. и вступит. ст. В. И. Максимова; комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. СПб. - М.: Симпозиум, 2000.
  2. Баранова К. М. Эвфемизация речи на современном этапе развития английского языка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2021. № 1 (41).
  3. Баранова К. М., Чупрына О. Г. Диахронический взгляд на константы в американской языковой картине мира // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2015. № 6.
  4. Борботько Л. А. Авторский метатекст как ориентирующая система в коммуникативном пространстве театрального дискурса: дисс. … к. филол. н. М., 2015.
  5. Дотмурзиева З. С. Прагматика авторских ремарок в тексте английской драмы // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: мат. докл. IV междунар. конгр. (г. Пятигорск, 21-24 сентября 2004 г.). Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004. Симп. 8. Ч. 2. Теоретические и прикладные аспекты исследования языков народов Северного Кавказа и других регионов мира.
  6. Золотова Г. А. Категория глагольного времени как средство дифференциации коммуникативных типов речи // Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.
  7. Красногоров В. С. Теория и практика драмы. 2021. URL: http://krasnogorov.com/Teoriya_i_praktika_dramy.htm#_Toc58492193
  8. Лейдерман Н. М., Липовецкий М. Н. Современная русская литература, 1950-1990-е годы: пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х т. М., 2001. Т. 2.
  9. Ловцова О. В. Детский образ в постдраматической пьесе Сары Кейн «Жаждать» // Мировая литература в контексте культуры. 2019. № 8 (14).
  10. Меркулова М. Г., Баранова К. М. Образы Москвы и Санкт-Петербурга в драматической трилогии Т. Стоппарда «Берег Утопии» // Восток-Запад: пересечения культур: науч.-практ. мат. II всемир. конгр.: в 2-х т. Киото: Университет Киото Сангё, 2019. Т. II.
  11. Меркулова М. Г., Сатюкова Е. Г. «Английскость» в отечественном литературоведении: теоретическое осмысление и изучение понятия // Гуманитарные исследования. 2010. № 4 (36).
  12. Павленко В. Г. Прагматический аспект ремарок ментального значения в пьесах Т. Вильямса (на материале английского языка) // Язык и культура. 2016. № 3 (35).
  13. Разумовская И. Ф. Смыслообразующая роль ремарки в неклассической драме // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: сб. науч. ст. Кемерово, 2011. Вып. 1-2 / отв. ред. С. П. Лавлинский, А. М. Павлов.
  14. Томская Н. Н. Особенности и функции паузации в тексте пьес британского театра абсурда // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2018. № 4 (32).
  15. Шувалова Л. А. Ремарка в драме. СПб., 1999.
  16. Cоmpton L. Shaw the Dramatist. L., 1993.
  17. Fletcher A. J. Drama and the Performing. Cambridge, 2001.
  18. Sierz A. Modern British Playwriting: The 1990s: Voices, Documents, New Interpretations. L.: Methuen Drama, 2012.
  19. Styan J. L. Drama: A Guide to the Study of Plays. N. Y., 2000.

Информация об авторах

Тропина Наталья Алексеевна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 декабря 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • ремарка
  • побочный текст
  • прагматика
  • постмодернизм
  • драматургия
  • remark
  • secondary text
  • pragmatics
  • postmodernism
  • dramaturgy

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)