• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Визуальная метафора в сатирических поликодовых текстах интернет-коммуникации: на примере карикатур и демотиваторов об антироссийских санкциях

Аннотация

Цель исследования состоит в том, чтобы описать визуальные метафоры как способы установления оценочно-сатирического отношения адресата к явлениям международной политики. В статье изложена концепция визуальной метафоры, особенно акцентируется внимание на метафорах в политической карикатуре и демотиваторе, которые позволяют открыто и довольно точно выразить общественное, часто критическое мнение. Научная новизна исследования заключается в функционально-прагматическом описании метафорических моделей, используемых в политических карикатурах и демотиваторах. В этой статье визуальная метафора рассматривается как инструмент, помогающий более ярко осветить события, происходящие как в стране, так и в мире. Полученные результаты показали, что посредством визуальных метафор транслируется критическое отношение к происходящим событиям, направленное на формирование общественного сознания в отношении санкционной политики и ее участников. В работе выделены некоторые метафоризированные представления антироссийских санкций, которые уподобляются бумерангу, бомбе и т.д. В статье основное внимание уделяется анализу наиболее продуктивной метафорической модели «антироссийские санкции - это бумеранг».

Источники

  1. Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2002.
  2. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политическом интердискурсе: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2006.
  3. Голиков А. Г. Проблемы источниковедческого изучения политической карикатуры (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Вестник Московского университета. Серия 8 «История». 2011. № 4.
  4. Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: мат. науч. конф. при МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1974.
  5. Иванов П. К., Катышев П. А. Интерперсональный потенциал поликодовых текстов современной интернет-коммуникации // Культура и текст. 2021. № 4.
  6. Ирисханова О. К. Полимодальность в социокогнитивном освещении: семиотика плаката // Когнитивные исследования языка. 2012. № 11.
  7. Кибрик А. А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сб. ст. М.: Изд-во Института психологии Российской академии наук, 2010. Вып. IV.
  8. Лутовинова О. В. Демотиватор как вид сетевого творчества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2016. № 3.
  9. Максименко О. И. Поликодовый vs креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2012. № 2.
  10. Мещеркина Е. Ю. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Д. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007.
  11. Некрасова Е. Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378.
  12. Пань Яньянь. Мультимодальные метафоры и конструирование идентичности в политических карикатурах // Foreign Language Studies. 2011. № 1.
  13. Сонин А. Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1.
  14. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6.
  15. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия: коллективная монография. М.: Наука, 1990.
  16. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  17. Forceville C. J. Non-Verbal and Multimodal Metaphor in a Cognitivist Framework: Agendas for Research // Multimodal Metaphor / ed. by C. J. Forceville, E. Urios-Aparisi. Berlin - N. Y.: De Gruyter Mouton, 2009.
  18. Forceville C. J. Pictorial and Multimodal Metaphor in Commercials // Go Figure! New Directions in Advertising Rhetoric / ed. by E. F. McQuarrie, B. J. Phillips. Armonk: M. E. Sharpe Inc, 2008.
  19. Kress G., Leeuwen T. van. Reading Images: The Grammar of Visual Design. L.: Routledge, 1996.
  20. Kress G., Leeuwen T. van. Reading Images: The Grammar of Visual Design. N. Y.: Routledge, 2006.
  21. Lakoff G. Don’t Think of an Elephant! Know Your Values and Frame the Debate. Vermont: Chelsea Green Publishing, 2004.
  22. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago: Chicago University Press, 1980.
  23. Mayer R. E. Multimedia Learning: Are We Asking the Right Questions? // Educational Psychologist. 1997. Vol. 32 (1).
  24. Schnotz W. Towards an Integrated View of Learning from Text and Visual Displays // Educational Psychology Review. 2002. Vol. 14.

Информация об авторах

Чжан Боя

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, г. Москва

Катышев Павел Алексеевич

д. филос. н., проф.

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 января 2023.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • политическая карикатура
  • визуальная метафора
  • поликодовый текст
  • политический дискурс
  • political cartoon
  • visual metaphor
  • polycode text
  • political discourse

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)