• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Рецепция образа Оленьки в рассказе «Душечка» А. П. Чехова в Китае

Аннотация

Цель исследования - определить особенности интерпретации образа Оленьки в китайском литературоведении с 1907 г. до сегодняшнего дня. В статье показана динамика восприятия образа названной чеховской героини в различных социально-исторических условиях в Китае. Научная новизна работы заключается в том, что статья представляет собой первый систематический анализ рецепции образа Оленьки в Китае и дает новый материал в этом отношении, обозначаются во многом противоположные точки зрения китайских критиков на образ изображенной А. П. Чеховым женщины, проводятся параллели между интерпретациями образа героини рассказа «Душенька» русскими и китайскими литературоведами и писателями, в частности определяются точки соприкосновения в критических восприятиях Оленьки между китайскими исследователями и современниками А. П. Чехова (Л. Н. Толстой, М. Горький). В результате доказано, что образ рассматриваемой героини чеховского произведения подвергался и подвергается в настоящее время жесткой критике в Китае в связи с особенностями развития китайского общества и процессом женской эмансипации, но существуют и положительные мнения о героине, подчеркивающие ее добродетель, способность к возвышенным чувствам, преданность любви.

Источники

  1. Сергеенко П. А. Как живет и работает гр. Л. Н. Толстой. Изд-е 2-е, с новыми ил., доп. и испр. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
  2. Jauss H. R. Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft. Konstanz, 1967.
  3. 惠继东. 契诃夫笔下的小人物形象庸俗主题论 // 宁夏师范学院学报 (社会科学). 2014. 第35卷第1期 (Хуэй Цзидун. О теме пошлости маленького человека в произведениях Чехова // Вестник Нинсяского педагогического университета (социальная наука). 2014. Т. 35. № 1).
  4. 陈汝岚. 契诃夫小说中女性形象的演变 // 名作欣赏. 2021. 第33期 (Чэнь Жулань. Эволюция женских образов в произведениях Чехова // Оценка шедевров. 2021. № 33).
  5. 陈望道. 妇女问题的新文学 // 民国日报•觉悟. 1920 (Чэнь Вандао. Новая литература о женских проблемах // Ежедневная газета Китайской Республики «Просвещение». 1920).
  6. 静菲. 挖去懦弱的灵魂 - 读《亲爱的》有感 // 新华日报. 1943 (Цзин Фэй. Выкапывание трусливой души - мысли о прочтении «Душечки» // Синьхуа жибао. 1943).
  7. 良真.《宝贝儿》教育了一个女同志 // 文艺学习. 1954.第4期 (Лян Чжэнь. «Душечка» воспитала женщину // Вэньи Сюэси. 1954. № 4).
  8. 林语堂. 吾国吾民. 南京: 江苏文艺出版社, 2010 (Линь Юйтан. Моя страна и мой народ // Нанкин: Издательство литературы и искусства Цзянсу, 2010).
  9. 彭甄. “宝贝儿”: “女性本质”的设定与构造 - 契诃夫短篇小说《宝贝儿》的女性形象分析 // 国外文学. 2012. 第1期 (Пэн Чжэнь. Душечка: установление и конструирование «женской сущности» - анализ образа женщины в рассказе Чехова «Душечка» // Иностранная литература. 2012. № 1).
  10. 天蓝. 关于契诃夫的《宝贝儿》 // 文艺学习. 1954. 第3期 (Тянь Лань. О чеховской «Душечке» // Литература и искусствознание. 1954. № 3).
  11. 王西彦. 柴霍甫和他的《可爱的人》 // 文艺春秋. 1948. 第7卷第5期 (Ван Сиянь. Чехов и его «Душечка» // Весенний и осенний период в литературе и искусстве. 1948. Т. 7. № 5).
  12. 吴泽霖. 失败的契诃夫和成功的契诃夫 - 小说《宝贝儿》解读 // 俄罗斯文艺. 2010. 第4期 (У Цзэлинь. Неудавшийся Чехов и удавшийся Чехов - интерпретация рассказа «Душечка» // Русская литература и искусство. 2010. № 4).
  13. 殷海光. 中国文化的展望. 北京: 中华书局, 2016 (Инь Хайгуан. Перспективы китайской культуры. Пекин: Китайское книгоиздательство, 2016).
  14. 周作人. 可爱的人•译后记 // 新青年. 1919. 第6卷第2期 (Чжоу Цзожэнь. Послесловие к переводу «Душечки» // Новая молодежь. 1919. Т. 6. № 2).
  15. 钟真. 爱的回响 - 读安•巴•契诃夫《宝贝儿》有感 // 安徽文学. 2009. 第1期 (Чжун Чжэнь. Отголоски любви - размышления о «Душечке» А. П. Чехова // Аньхойская литература. 2009. № 1).

Информация об авторах

Цуй Юньюнь

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 января 2023.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • образ Оленьки
  • рецепция
  • Китай
  • творчество А. П. Чехова
  • женская эмансипация
  • image of Olenka
  • reception
  • China
  • creative work of A. P. Chekhov
  • female emancipation

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)