• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Мотивный анализ драмы Г. Л. Вагнера «Детоубийца»

Аннотация

Целью данного исследования является раскрытие особенностей мотивной структуры драмы Генриха Леопольда Вагнера (1747-1779) «Детоубийца» (1776). Научная новизна нашего исследования заключается в том, что мы обращаемся к неисследованному аспекту драмы немецкого драматурга, творчество которого мало изучено. В работе приведён анализ взглядов исследователей на мотивы и их типологию. Авторы исследуют мотивы драмы Г. Л. Вагнера, классифицируют и рассматривают их с точки зрения идиллического и антиидиллического дискурса, что способствует выявлению специфики художественного мира указанного произведения. В результате исследования авторы статьи пришли к заключению, что один и тот же мотив может быть как свободным и динамическим, так и связанным и статическим в зависимости от того, к какому герою он относится. Кроме того, один и тот же мотив (например, еды или её отсутствия) может быть как идиллическим, так и антиидиллическим. Данные мотивы демонстрируют способность к трансформации и деформации. В лейтмотиве испытания, который всегда является динамическим, авторы выделили 4 этапа, а именно: вычленение героя из социальной среды, из определённого локуса, метафорическая смерть, воскресение героя.

Источники

  1. Анисимова А. Н. Жанр идиллии и пасторальные мотивы в творчестве Х. Ф. Д. Шубарта: монография. Челябинск: Энциклопедия, 2011.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Высшая школа, 1940.
  3. Кривонос В. Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 1999.
  4. Лагутина И. Н. Символическая реальность Гёте. М.: Наследие, 2000.
  5. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллин: Александра, 1993. Т. 3.
  6. Неклюдов С. Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика: к 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2004.
  7. Пахсарьян Н. Т. Варианты идиллического во французской прозаической пасторали XVIII века // Пастораль - идиллия - утопия: сб. науч. тр. / отв. ред. Т. В. Саськова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002.
  8. Саськова Т. В. Идиллическое в системе художественного миросозерцания романтизма (П. Катенин) // Пастораль - идиллия - утопия: сб. науч. тр. / отв. ред. Т. В. Саськова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002.
  9. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы: в 2-х т. М.: Академия, 2004. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика.
  10. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.
  11. Черненко И. А. Антигерой на все времена: сюжет о детоубийце в немецкой литературе второй половины XVIII в. // Новое прошлое. 2019. № 1.
  12. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Художественная литература, 1957. Т. 6.
  13. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983.

Информация об авторах

Анисимова Александра Наумовна

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет (филиал) в г. Самаре

Ефремова Юлия Ивановна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 декабря 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • драматургия «бури и натиска»
  • мотив
  • Г. Л. Вагнер
  • идиллический
  • антиидиллический
  • dramaturgy of Sturm und Drang
  • motif
  • H. L. Wagner
  • idyllic
  • anti-idyllic

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)