• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Национально-культурная специфика концепта AMI/ДРУГ во французском языке: объективированное и субъективированное содержание

Аннотация

Данная работа представляет собой изучение содержания концепта AMI/ДРУГ во французском языковом сознании через применение метода макро- и микрокомпонентного анализа и экспериментального анализа «наивных» дефиниций лексемы ami. Исследуется как коллективное, культурно и национально обусловленное осмысление данного концепта, так и своеобразие его интерпретации носителями языка под влиянием индивидуально проживаемого опыта. Цель исследования - выявить семантические сходства и различия концепта AMI/ДРУГ во французском языковом сознании на уровне объективированного и субъективированного содержания. Языковая семантика рассматривается как вербализованное воплощение этноспецифического осмысления окружающей реальности представителями конкретной лингвокультурной общности, а значение отдельной лексемы - как микрочастица языковой картины мира. Научная новизна исследования состоит в вычленении национально-специфических семантических микрокомпонентов концепта AMI/ДРУГ путем совмещенного анализа объективного значения лексемы ami и ассоциативно-субъективного ее значения, полученного экспериментальным путем. В результате выявлены объективные сущностные признаки концепта AMI/ДРУГ на макро- и микрокомпонентном семантическом уровне, представлена субъективная полевая структура значения лексемы ami и классифицированы его ядерные и периферийные признаки.

Источники

  1. Александров О. А., Андреева О. А. Универсальные концепты в когнитивной системе человека // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 3 (7).
  2. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: уч. пособие. М.: Флинта, 2020.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. Проблемы общей психологии.
  4. Леонтьев А. А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований: коллективная монография / отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1976.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12.
  6. Маслова В. А. Лингвокультурология: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
  7. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2006.
  8. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985.
  9. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Изд-е 2-е, дораб. М.: Изд-во Московского университета, 2004.
  10. Уфимцева А. А. Семантический аспект языковых знаков // Принципы и методы семантических исследований: коллективная монография / отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1976.
  11. Уфимцева Н. В. Русский ассоциативный словарь // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021): коллективная монография. М.: Институт языкознания – ММА, 2021.

Информация об авторах

Сухорукова Юлия Сергеевна

к. филол. н., доц.

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • языковая картина мира
  • лингвокультурный концепт
  • семантика
  • макро- и микрокомпонентный анализ
  • денотат
  • linguistic worldview
  • linguocultural concept
  • semantics
  • macro- and microcomponent analysis
  • denotation

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)