Персуазивный потенциал языковых средств пропаганды миграционной политики в программе партии «Альтернатива для Германии»
Аннотация
Целью исследования является выявление средств создания персуазивного эффекта в программе партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Научная новизна исследования заключается в выявлении персуазивных тактик и языковых средств репрезентации позиции АдГ в отношении миграционной политики. В результате исследования было установлено, что для обеспечения персуазивного эффекта в программе партии были использованы тактика констатации проблемы, тактика дискредитации оппонента, тактика указания на способы решения проблемы, тактика использования национального стереотипа, тактика акцентирования негативной информации, тактика создания «круга чужих», тактика сравнения миграционной политики Германии и ведущих мировых держав, тактика опоры на общеевропейские демократические ценности, тактика призыва к переменам. Часть текста программы АдГ, посвященная проблемам миграции, строится на антитезе, предполагающей противопоставление немецкой ключевой культуры и различных проявлений чужеродных культур. При этом четко прослеживается попытка внедрения в концепт МИГРАНТ таких элементов значения, как «несовместимость», «необходимость противодействовать» и «запрет».
Источники
- Акопова Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 6 (1).
- Белов В. Б. Актуальные партийно-политические тенденции в Германии // Научно-аналитический вестник Института Европы Российской академии наук. 2019. № 4 (10).
- Грибовский В. С. Ислам в повестке дня «Альтернативы для Германии» // Научно-аналитический вестник Института Европы Российской академии наук. 2018. № 4 (4).
- Коростелёва И. Н. «Альтернатива для Германии» как ответ на миграционный кризис в Германии // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54.
- Несветайлов А. В. Персуазивные стратегии и тактики в политическом дискурсе Постоянного представителя США, посвященном урегулированию политического кризиса на Украине // Электронный научный журнал. 2016. № 12-2 (15).
- Рюкова А. Р., Филимонова Е. А. Языковые способы реализации персуазивности // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 2.
- Смирнова И. В. Использование языковых средств речевой манипуляции для реализации персуазивной стратегии в текстах программ испанских политических партий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2014. № 2.
- Степанова Н. В. Персуазивность vs эвазивность: стратегии в современном политическом интервью // Дискурс. 2019. Т. 5. № 3.
- Стракевич А. А. «Старые» и «новые» правые популисты в Западной Европе (на примере «Альтернативы для Германии» и «Австрийской партии свободы») // Россия и современный мир. 2019. № 2 (103).
- Федина А. В. Испытание ценностями: проблема беженцев и политические перспективы «Альтернативы для Германии» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». 2018. Т. 20. № 1.
- Чернявская В. Е., Логинова И. Ю. Программа политической партии как персуазивный текст // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 11.
- Blank M. “Wir Schaffen Das!”? Spatial Pitfalls of Neighborhood-Based Refugee Reception in Germany. A Case Study of Frankfurt-Rödelheim // Social Sciences. 2019. Vol. 8 (5).
- Bohrer B., Friehs M.-Th., Schmidt P., Weick S. Contacts between Natives and Migrants in Germany: Perceptions of the Native Population since 1980 and an Examination of the Contact Hypotheses // Social Inclusion. 2019. Vol. 7. Iss. 4.
- Cap P. Discourse Studies: Between Social Constructionism and Linguistics. A Critical Overview // Topics in Linguistics. 2019. Vol. 20 (2).
- Eickhof I. Antimuslimischer Rassismus in Deutschland. Theoretische Überlegungen. Berlin: Wissenschaftlicher Verlag Berlin, 2010.
- Hamann U., Karakayali S. Practicing Willkommenskultur: Migration and Solidarity in Germany // Intersections. East European Journal of Society and Politics. 2016. Vol. 2 (4).
- Schmid H.-J. Why Cognitive Linguistics Must Embrace the Social and Pragmatic Dimensions of Language and How It Could Do So More Seriously // Cognitive Linguistics. 2016. Vol. 27 (4).
- Vollmer B. A., Karakayali S. The Volatility of the Discourse on Refugees in Germany // Journal of Immigrant & Refugee Studies. 2017. Vol. 16 (1).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 15 марта 2023.
- Опубликована: 17 мая 2023.
Ключевые слова
- миграционная политика
- партия «Альтернатива для Германии» (АдГ)
- персуазивный эффект
- персуазивные стратегии
- персуазивные тактики
- migration policy
- Alternative for Germany (AfD) party
- persuasive effect
- persuasive strategies
- persuasive tactics
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»