• Научная статья
  • 17 мая 2023
  • Открытый доступ

Коллокации как инструмент обучения профессиональной русскоязычной речи иностранных студентов (на примере фрейм-сценария «Описание пожара»)

Аннотация

Целью исследования является разработка модели обучения иностранных студентов профессиональной русскоязычной речи на основе коллокаций, организующих фрейм-сценарий «Описание пожара». Особое внимание обращается на закреплённость за определённой когнитивной структурой (слотом) соответствующих коллокаций, которые извлекаются из памяти иностранного студента в речевой ситуации и делают речь естественной и беглой. Кроме того, отмечается, что цельные лексические единицы, актуализируя значение, свойственное только профессиональному дискурсу, обладают лингводидактическим потенциалом и предоставляют преподавателю возможности более эффективно формировать навыки профессиональной речи. Научная новизна заключается в том, что впервые был представлен фрагмент профессионального дискурса в виде фрейм-сценария, состоящего из слотов, заполненных цельными лексическими единицами-коллокациями, поэтапная работа с которыми формирует у иностранных студентов навыки и умения, необходимые для участия в профессиональной коммуникации. В результате внедрения разработанной модели в практику обучения русскому языку как иностранному студенты формируют навыки построения монологического высказывания на профессиональные темы, используя наиболее приемлемые сочетаемостные возможности лексической единицы.

Источники

  1. Авдеева И. Б. Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля: дисс. ... д. пед. н. М., 2006.
  2. Аксенова И. Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 181.
  3. Алексеева Л. Б. Методика формирования коллокационной компетенции у студентов неязыковых факультетов в процессе обучения английской научной речи: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2011.
  4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 1969. URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/
  5. Балыхина Т. М., Василишина Т. И., Леонова Э. Н., Пугачев И. А. Русский язык. Основной курс. Практическая грамматика для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. М.: Златоуст, 2011.
  6. Борисова Е. Г. Коллокации – что это такое и как их изучать. М.: Филология, 1995.
  7. Васильева Т. В. Отбор и описание лексико-грамматического материала: подъязыки специальностей для иностранных учащихся инженерного профиля: монография. М.: Станкин; Янус-К, 2005.
  8. Влавацкая М. В. Комбинаторная лексикология: функционально-семантическая классификация коллокаций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-1 (53).
  9. Горина О. Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке: дисс. ... к. пед. н. М., 2014.
  10. Демьянков В. З. Фрейм // Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.
  11. Жуковская Е. Е., Золотова Г. А., Леонова Э. Н., Мотина Е. И. Учебник для студентов естественных и технических специальностей. 1-2 курсы. Практическая грамматика. М.: Русский язык, 1984.
  12. Иорданская Л. Н., Мельчук И. А. Смысл и сочетаемость в словаре. М.: Языки славянских культур, 2007.
  13. Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 179.
  14. Кустова Г. И. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени. 2008. URL: http://dict.ruslang.ru/magn.php
  15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Язык и моделирование социального взаимодействия / cост. В. М. Сергеев, П. Б. Паршин. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
  16. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. Методическое пособие. М.: Русский язык, 1976.
  17. Обдалова О. А., Минакова Л. Ю. Взаимосвязь когнитивных и коммуникативных аспектов при обучении иноязычному дискурсу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-1 (25).
  18. Онал И. О. Терминологические коллокации как объект изучения // Научный диалог. 2019. № 1.
  19. Павельева Т. Ю. Изучение коллокаций на основе лингвистических корпусов текстов // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156).
  20. Сайдалиев О. С. О взаимосвязи фонематического и интонационного слуха при обучении восприятию русской речи на начальном этапе языкового вуза // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иноязычной речевой деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Дементьева. М., 1981. Вып. 180.
  21. Сысоев П. В., Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58).
  22. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
  23. Хохлова М. В. Исследование лексико-синтаксической сочетаемости в русском языке с помощью статистических методов (на базе корпусов текстов): автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2010.
  24. Ягунова Е. В., Пивоварова Л. М. Природа коллокаций в русском языке. Опыт автоматического извлечения и классификации на материале новостных текстов // Научно-техническая информация. Серия 2 «Информационные процессы и системы». 2010. № 6.

Информация об авторах

Филиппова Елена Владимировна

к. филол. н., доц.

Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 марта 2023.
  • Опубликована: 17 мая 2023.

Ключевые слова

  • профессиональная лексическая компетенция
  • коллокация
  • профессиональная речь
  • модель обучения
  • фрейм-сценарий
  • vocation-oriented lexical competence
  • collocation
  • vocation-oriented speech
  • training model
  • frame-scenario

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)