• Original research article
  • May 17, 2023
  • Open access

Collocations as a tool of teaching vocation-oriented Russian to foreign students on the example of the frame-scenario “Fire description”

Abstract

The research is aimed at working out the model of teaching vocation-oriented Russian to foreign students on the basis of collocations of the frame-scenario “Fire description”. Special attention is given to the tightness between a definite cognitive structure (slot) and relevant collocations which foreign students know well. This phenomenon makes their speech natural and fluent. In addition, it is noted that the whole lexical units actualize the meanings of professional discourse, have a linguodidactic potential and give a teacher an opportunity to form vocation-oriented speech skills efficiently. The scientific novelty consists in the presentation of a professional discourse fragment as a frame-scenario composed of slots. The slots are filled with the whole lexical units-collocations. The stepwise work with these collocations forms the skills which the foreign students need to participate in professional communication. As a result, the worked out model for teaching Russian as a foreign language allows the foreign students to develop the skills of making vocation-oriented monologues on the basis of the most acceptable combinations of lexical units.

References

  1. Авдеева И. Б. Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля: дисс. ... д. пед. н. М., 2006.
  2. Аксенова И. Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 181.
  3. Алексеева Л. Б. Методика формирования коллокационной компетенции у студентов неязыковых факультетов в процессе обучения английской научной речи: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2011.
  4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 1969. URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/
  5. Балыхина Т. М., Василишина Т. И., Леонова Э. Н., Пугачев И. А. Русский язык. Основной курс. Практическая грамматика для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. М.: Златоуст, 2011.
  6. Борисова Е. Г. Коллокации – что это такое и как их изучать. М.: Филология, 1995.
  7. Васильева Т. В. Отбор и описание лексико-грамматического материала: подъязыки специальностей для иностранных учащихся инженерного профиля: монография. М.: Станкин; Янус-К, 2005.
  8. Влавацкая М. В. Комбинаторная лексикология: функционально-семантическая классификация коллокаций // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 11-1 (53).
  9. Горина О. Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке: дисс. ... к. пед. н. М., 2014.
  10. Демьянков В. З. Фрейм // Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996.
  11. Жуковская Е. Е., Золотова Г. А., Леонова Э. Н., Мотина Е. И. Учебник для студентов естественных и технических специальностей. 1-2 курсы. Практическая грамматика. М.: Русский язык, 1984.
  12. Иорданская Л. Н., Мельчук И. А. Смысл и сочетаемость в словаре. М.: Языки славянских культур, 2007.
  13. Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 179.
  14. Кустова Г. И. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени. 2008. URL: http://dict.ruslang.ru/magn.php
  15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Язык и моделирование социального взаимодействия / cост. В. М. Сергеев, П. Б. Паршин. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
  16. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. Методическое пособие. М.: Русский язык, 1976.
  17. Обдалова О. А., Минакова Л. Ю. Взаимосвязь когнитивных и коммуникативных аспектов при обучении иноязычному дискурсу // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-1 (25).
  18. Онал И. О. Терминологические коллокации как объект изучения // Научный диалог. 2019. № 1.
  19. Павельева Т. Ю. Изучение коллокаций на основе лингвистических корпусов текстов // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156).
  20. Сайдалиев О. С. О взаимосвязи фонематического и интонационного слуха при обучении восприятию русской речи на начальном этапе языкового вуза // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иноязычной речевой деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Дементьева. М., 1981. Вып. 180.
  21. Сысоев П. В., Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58).
  22. Телия В. Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
  23. Хохлова М. В. Исследование лексико-синтаксической сочетаемости в русском языке с помощью статистических методов (на базе корпусов текстов): автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2010.
  24. Ягунова Е. В., Пивоварова Л. М. Природа коллокаций в русском языке. Опыт автоматического извлечения и классификации на материале новостных текстов // Научно-техническая информация. Серия 2 «Информационные процессы и системы». 2010. № 6.

Author information

Elena Vladimirovna Filippova

PhD

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: March 5, 2023.
  • Published: May 17, 2023.

Keywords

  • профессиональная лексическая компетенция
  • коллокация
  • профессиональная речь
  • модель обучения
  • фрейм-сценарий
  • vocation-oriented lexical competence
  • collocation
  • vocation-oriented speech
  • training model
  • frame-scenario

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)