• Научная статья
  • 15 июня 2023
  • Открытый доступ

Речевой портрет М. Горького: стилистические особенности письменной коммуникации в переписке с В. Поссе (1898-1901 гг.)

Аннотация

Цель исследования – дать характеристику эпистолярного стиля М. Горького на материале его переписки с В. Поссе, значимой фигурой литературного процесса рубежа веков. В письмах к Поссе поднимались вопросы философско-мировоззренческого характера, проблемы художественного творчества, издательской политики, личные взаимоотношения, что обусловило соединение в пределах одного письма особенностей, характерных для различных стилей речи. Научная новизна заключается в доказательстве положения о том, что коммуникативные и прагматические особенности эпистолярного текста Горького находятся в прямой зависимости от личности адресата, содержания обсуждаемых вопросов, времени и места ответа на письмо корреспондента, а также исторической и личной ситуации, в которой находится адресант. В результате исследования было установлено, что речевой портрет Горького представляет собой текстовую структуру, обладающую системностью и отражающую особенности стиля его письменной коммуникации. Системообразующими элементами речевого портрета являются: ориентация на высказывание адресата, наличие в тексте микросюжетов, относящихся к обсуждению общественно-политической ситуации, характеристике участников литературного процесса, прием парадокса, обостряющий ситуацию диалога-спора, введение в текст письма рассеянного разноречия, косвенной речи вместо цитирования, стилевая неоднородность высказывания, использование просторечной лексики.

Источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979.
  2. Быстрова О. В. Горьковский период // Три века «Литературной газеты»: антология. М.: Литературная газета, 2011.
  3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1980.
  4. Заика С. В. Творчество А. М. Горького и проблемы литературной преемственности: 90-е – начало 900-х годов // Русская литература. 1982. № 1.
  5. Захарова В. Т. Роль русского Севера в формировании социально-исторических воззрений М. Горького (по роману «Жизнь Клима Самгина») // М. Горький: уроки истории. Горьковские чтения – 2014: мат. ХХХVI междунар. науч. конф. Н. Новгород: БегемотНН, 2018.
  6. Игнатова И. В. П. Буренин в «Новом времени» (1876-1900) // Новое литературное обозрение. 2012. № 118.
  7. Кант И. Доказательство бытия Бога. М.: АСТ, 2021.
  8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
  9. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: автореф. дисс. ... к. филол. н. Саратов, 2006.
  10. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972.
  11. Мартьянова С. А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. Владимир: Изд-во Владимирского государственного педагогического университета, 1997.
  12. Матвеева Г. Г., Зюбина И. А. Речевая привычка как основа речевого портрета говорящего (на материале британского политического дискурса) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2016. Т. 15. № 4.
  13. Муратова К. Д. Эпистолярное наследие М. Горького // Русская литература. 1988. № 2.
  14. Овчаренко А. И. Письма Максима Горького // Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: в 24-х т. М.: Наука, 1997. Т. 1. Письма 1888-1899.
  15. Петрова М. Г. Примечания к 1 тому // Горький М. Полное собрание сочинений. Письма: в 24-х т. М.: Наука, 1997. Т. 1. Письма 1888-1899.
  16. Примочкина Н. Н. Демонология в художественном мире М. Горького // Мировое значение творчества М. Горького. М.: Изд-во Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, 2020. Вып. 15 / под ред. Л. А. Спиридоновой.
  17. Роле С. О рецепции раннего Горького // Максим Горький и литературные искания XX столетия. Горьковские чтения – 2002. Н. Новгород, 2004.
  18. Спиридонова Л. М. Горький – мыслитель, художник. М.: Изд-во Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, 2022.
  19. Уртминцева М. Г. Псевдоним в публицистике М. Горького (по неопубликованным материалам газеты «Нижегородский листок») // Мировое значение творчества М. Горького. Горьковские чтения – 2018: мат. ХХХVIII междунар. науч. конф. Н. Новгород: БегемотНН, 2018.
  20. Уртминцева М. Г. Эпистолярный дискурс М. Горького (1901-1902): к вопросу о способах дешифровки культурного кода // Слово. Текст. Источник: методология современного гуманитарного исследования: мат. междунар. науч. конф. (г. Москва, 2-3 декабря 2020 г.). М.: Изд-во Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2020.
  21. Хализев В. Е. Теория литературы. Изд-е 6-е, испр. М.: Академия, 2013.
  22. Шуган О. В. Рассказ М. Горького «Челкаш» (новый аспект) // Максим Горький – художник: проблемы, итоги, перспективы изучения. Горьковские чтения – 2000 (г. Нижний Новгород, 27-28 марта 2000 г.). Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2002.
  23. Язикова Ю. С. Проблема ницшеанства М. Горького (лингвистический аспект) // Нижегородское горьковедение: история и современность: сб. науч. ст. Н. Новгород: БегемотНН, 2018.

Информация об авторах

Караханян Нарине Жораевна

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 апреля 2023.
  • Опубликована: 15 июня 2023.

Ключевые слова

  • М. Горький
  • В. Поссе
  • индивидуальный стиль
  • эпистолярный текст
  • речевой портрет
  • M. Gorky
  • V. Posse
  • individual style
  • epistolary text
  • speech portrait

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)