• Научная статья
  • 10 июля 2023
  • Открытый доступ

Синестетические метафоры в романе Д. Харрис «Мальчик с голубыми глазами»

Аннотация

В статье анализируется феномен синестетической метафоры в художественной литературе как новое метафорическое значение, возникающее в результате обработки данных, полученных по различным каналам восприятия. Цель исследования – определить механизмы того, как слова, обозначающие людей и предметы, становятся индивидуальными синестетическими метафорами в художественной литературе. Новизна исследования заключается в том, что синестетические метафоры рассматриваются не как сочетания слов, описывающие переживания, полученные по одному каналу, через восприятие другого канала, а как слова, приобретающие новое метафорическое значение с помощью механизмов синестезии. В исследовании продемонстрировано, что такая метафорическая оценка через синестезию характерна для главного героя: она передает его негативное отношение к описываемым вещам и людям. Результаты показали, что метафорические значения слов, выражающие эмоции персонажа, возникали благодаря механизмам синестезии, задействующим слух (первичный канал восприятия), зрение, обоняние, вкус, осязание. Существительные, обозначающие предметы, места, людей и их личные качества, цвета, приобретают индивидуальные метафорические значения в результате одновременного восприятия посредством разных каналов. Рассмотрение воплощения синестетического восприятия в литературных произведениях позволяет ученым изучить индивидуальный стиль автора, его концептуальную систему, работу познающего разума и результаты этой работы, творчески отраженные в языке.

Источники

  1. Бардовская А. И. Различные подходы к синестезии // Психолингвистические исследования: слово и текст: сб. науч. тр. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 2002.
  2. Борисович О. В., Чаюк Т. А. Мовна синестезія та синестезійна метафора // Південний архів. Серія «Філологічні науки». 2020. № 82.
  3. Воронин С. В. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики / ред. А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1983.
  4. Левчина И. Б. Развитие семантической структуры синестезических прилагательных: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2003.
  5. Лосева С. Н. Синестезия как междисциплинарный феномен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44.
  6. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006.
  7. Майданова Т. В. Синестетические метафоры в художественной речи XX века: дисс. … к. филол. н. М., 1992.
  8. Молодкина Ю. Н. Синестетическая метафора запаха: корпусное исследование: дисс. … к. филол. н. М., 2010.
  9. Bagli M. “Shaking off so good a wife and so sweet a lady”: Shakespeare’s use of taste words // Journal of Literary Semantics. 2016. Vol. 45 (2).
  10. Bagli M. Tastes we live by: The linguistic conceptualisation of taste in English. Berlin: De Gruyter Mouton, 2021.
  11. Bagli M. Tastes we’ve lived by: Taste metaphors in English // Textus: English Studies in Italy. 2017. Vol. 1.
  12. Bretones C. C. Synaesthetic metaphors in English // Technical Reports, TR 01-008. Berkeley: ICSI, 2001.
  13. Cytowic R. E. Synesthesia: A union of the senses. 2nd ed. Cambridge: MIT Press, 2002.
  14. Cytowic R. E., Eagleman D. M. Wednesday is indigo blue: Discovering the brain of synesthesia / with an afterword by Dmitri Nabokov. Cambridge: MIT Press, 2009.
  15. Dann K. T. Bright colors falsely seen: Synaesthesia and the search for transcendental knowledge. New Haven: Yale University Press, 1998.
  16. Day S. A. Some demographic and socio-cultural aspects of synesthesia // Synesthesia: Perspectives from Cognitive Neuroscience. Oxford: Oxford University Press, 2005.
  17. Day S. A. Synaesthesia and synaesthetic metaphors // Psyche. 1996. Vol. 2 (32).
  18. Eagleman D. M., Goodale M. A. Why color synesthesia involves more than colour // Trends in Cognitive Sciences. 2009. Vol. 13 (7).
  19. Fainsilber L., Ortony A. Metaphorical uses of language in the expression of emotions // Metaphor and Symbol. 1987. Vol. 2 (4).
  20. Heyrman H. Art and synesthesia: In search of synesthetic experience // First International Conference on Art and Synesthesia. Almeria, 2005.
  21. Kaal B. ‘I is an Other: The Secret Life of Metaphor and How It Shapes the Way We See the World’ by James Geary // Metaphor and Symbol. 2012. Vol. 27 (4).
  22. Marks L. E. On colored-hearing synesthesia: Cross-modal translations of sensory dimensions // Psychological Bulletin. 1975. Vol. 82.
  23. Marks L. E. The unity of the senses: Interrelations among the modalities. N. Y.: Academic Press, 1978. 
  24. Martino G., Lawrence E. M. Synesthesia, strong and weak // Current Directions in Psychological Science. 2001. Vol. 10 (2).
  25. Pritchard J., Rothen N., Coolbear D., Ward J. Enhanced associative memory for colour (but not shape or location) in synaesthesia // Cognition. 2013. Vol. 127.
  26. Rakova M. The extent of the literal: Metaphor, polysemy and theories of concepts. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2003. 
  27. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Hearing colors, tasting shapes // Scientific American. 2003a. Vol. 288 (5).
  28. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Synaesthesia – a window into perception, thought and language // Journal of Consciousness Studies. 2001. Vol. 8 (12).
  29. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. The phenomenology of synaesthesia // Journal of Consciousness Studies. 2003b. Vol. 10.
  30. Salzinger J. Black and green smells: Variation in synesthetic metaphors of smell // Conference Proceedings: ICLC15. Nishinomiy, 2019.
  31. Shen Y., Aisenman R. Heard melodies are sweet, but those unheard are sweeter: Synaesthetic metaphors and cognition // Language and Literature. 2008. Vol. 17 (2).
  32. Simner J. Defining synaesthesia // British Journal of Psychology. 2012. Vol. 103.
  33. Smilek D., Dixon M. J. Towards a synergistic understanding of synaesthesia: Combining current experimental findings with synaesthetes’ subjective descriptions // Psyche. 2002. Vol. 8.
  34. Spector F., Maurer D. Synesthesia: A new approach to understanding the development of perception // Developmental Psychology. 2009. Vol. 45.
  35. Spence C., Smith B., Auvray M. Confusing tastes and flavours // Perception and Its Modalities / ed. by D. Stokes, M. Matthen, S. Biggs. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  36. Ward J., Thompson-Lake D., Ely R., Kaminski F. Synaesthesia, creativity and art: What is the link? // British Journal of Psychology. 2008. Vol. 99.
  37. Werning M., Fleischhauer J., Beseoglu H. The cognitive accessibility of synaesthetic metaphors // Proceedings of the Twenty-Eighth Annual Conference of the Cognitive Science Society / ed. by R. Sun, N. Miyake. L.: Lawrence Erlbaum Associates, 2006.
  38. Williams J. Synaesthetic adjectives. A possible law of semantic change // Language. 1976. Vol. 52. Iss. 2.
  39. Yu N. Synesthetic metaphor: A cognitive perspective // Journal of Literary Semantics. 2003. Vol. 32 (1).
  40. Zawisławska M. Metaphor and senses. The Synamet Corpus: A Polish resource for synaesthetic metaphors. Berlin – Bern – Bruxelles – N. Y. – Oxford – Warszawa – Wien: Peter Lang, 2019.
  41. Zhulavska O., Martynyuk A. Linguacultural isomorphism/anisomorphism and synesthetic metaphor translation procedures // The International Journal of Translation and Interpreting Research. 2023. Vol. 15. No. 1.

Информация об авторах

Гацура Наталья Игоревна

к. филол. н., доц.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Акаева Элеонора Вячеславовна

к. филол. н., доц.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Винокурова Татьяна Николаевна

к. филол. н., доц.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 апреля 2023.
  • Опубликована: 10 июля 2023.

Ключевые слова

  • senses
  • intersensory transfers
  • synaesthesia
  • metaphor
  • synaesthetic metaphor
  • чувства
  • межсенсорные связи
  • синестезия
  • метафора
  • синестетическая метафора

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)