• Научная статья
  • 10 июля 2023
  • Открытый доступ

Противоречие как основополагающая характеристика персонажей Ш. Сореля в романе «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623-1633)

Аннотация

В статье исследуется проблема двойственности персонажей французского писателя Ш. Сореля (1599/1602 – 1674) на материале его комического романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623-1633). Цель исследования – обосновать новый подход к анализу творчества Ш. Сореля через исследование особенностей функционирования категории противоречия на уровне системы персонажей романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона». Для достижения поставленной цели в данной статье вводится и обосновывается категория противоречия – определяющая категория для творчества Сореля, следующая из его интерпретации классицистического требования правдоподобия литературного произведения. Затем рассматривается система персонажей романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона», обозначаются недостатки «зеркального» подхода на примере сравнения образов Наис и Лореты. После этого система персонажей анализируется с точки зрения внутренних противоречий персонажей, базирующихся в том числе на особенности гармоничного/негармоничного соотношения стадий «быть» и «казаться»; решается проблема двойственности персонажей Сореля. Научная новизна исследования заключается в принципиально новом подходе к произведениям Сореля, предполагающем отход от позиции игнорирования противоречащих элементов на разных уровнях текста; в данной работе мы рассматриваем противоречие как осознанную особенность творчества Сореля, следующую из его эстетических убеждений. В результате доказано, что противоречие является неотъемлемой характеристикой персонажей Сореля, которую необходимо учитывать для полноценного анализа текста.

Источники

  1. Махов А. Е. Категория правдоподобия в литературной теории французского классицизма // Studia Litterarum. 2020. Т. 5. № 2.
  2. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986.
  3. Alter J. C’est moi qui parlons: le jeu des narrateurs dans Francion // French Forum. 1980. Vol. 5. No. 2.
  4. Alter J. L’Etre et le paraître dans “Le Roman comique” // L’Esprit Créateur. 1973. Vol. 13. No. 3.
  5. Capel M. Polygraphie et science humaine au XVIIe siècle. Charles Sorel: pédagogue universel, écrivain du particulier: thèse de doctorat. Lausanne, 2019.
  6. Dandrey P. Le premier Francion de Charles Sorel ou le “jeu du roman”. Klincksieck, 2001.
  7. Debaisieux M. Le procès du roman. Écriture et contrefaçon chez Charles Sorel. Orléans: Paradigme, 2000.
  8. Rosellini M., Salvan G. Le Francion de Charles Sorel. Neuilly-sur-Seine: Atlande, 2000.
  9. Serroy J. Roman et réalité, les histoires comiques au XVIIe siècle. P.: Minard, 1981.
  10. Spica A.-É. Francion, un franc-roman // Le Roman au temps de Louis XIII / sous la dir. de F. Greiner. P., 2019.
  11. Suozzo A. Nays as the vicarious heroine: The Francion’s book XII // French Forum. 1978. Vol. 3. No. 1.
  12. Suozzo A. Polarité et parallélisme de l’Histoire comique de Francion // Lectures du Francion de Charles Sorel / sous la dir. de D. Riou. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2000.

Информация об авторах

Ермилова Кира Евгеньевна

Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2023.
  • Опубликована: 10 июля 2023.

Ключевые слова

  • противоречие
  • Шарль Сорель
  • комический роман
  • роман «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона»
  • система персонажей
  • contradiction
  • Charles Sorel
  • comic novel
  • novel “The Comical History of Francion”
  • character system

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)