Музыкальность пьес Эдварда Олби (на примере пьесы «Три высокие женщины»)
Аннотация
В данной статье предпринимается попытка показать черты музыкальности в творчестве американского драматурга Эдварда Олби на материале пьесы «Три высокие женщины». Пьесы Олби тесно связаны с другими видами искусства, особенно с музыкой, зачастую напоминают партитуру. По убеждению Олби, драматическое произведение по точности должно соответствовать нотной записи. Обладая музыкальным образованием и опытом создания этюдов, драматург многое перенял из музыки. Пьеса «Три высокие женщины» изобилует подробнейшими авторскими ремарками с директивами относительно того, как должны быть произнесены слова; драматург особое внимание уделяет тональности и громкости, смене ритма, певучести. В пьесе множество ускоряющих ритм речевых повторов, а стремление героев заканчивать фразы друг за другом придаёт тексту ощущение плавности и певучести. Цель исследования – выявить механизм создания музыкального эффекта в пьесе «Три высокие женщины». В статье акцентируется внимание на сходстве поэтики драматурга с музыкой. Научная новизна работы заключается в интермедиальном подходе в изучении пьесы «Три высокие женщины». В результате в исследуемой нами пьесе выявлены черты, позволяющие говорить о тесной связи драматического текста Олби с музыкальным произведением.
Источники
- Богданова П. Б. Режиссёры-семидесятники. Новое литературное обозрение. М., 2014.
- Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. № 6.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. М., 1978. Ч. 2.
- Коваленко Г. В. Театр Эдварда Олби. СПб.: Балтийские сезоны, 2020.
- Котлярова В. В. Музыкальность художественного мышления драматургов США XX века (к проблеме взаимодействия литературы и других искусств) // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 8.
- Паверман В. М. Американская драматургия 60-х годов XX века: динамика художественной формы. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011.
- Паверман В. М. Драматургия Эдварда Олби 60-х годов XX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.
- Седых Э. В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. 2008. Вып. 3-2.
- Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. 2001. Вып. 12.
- Appelo T. Three Tall Women // The Nation. 1994. Vol. 258. No. 10.
- Edward Albee and Absurdism / ed. by M. Y. Bennett. Leiden – Boston: Brill, 2017.
- Edward Albee Interviewed by D. Diehl // The Transatlantic Review. 1963. No. 13.
- Gussow M. Edward Albee: A Singular Journey. N. Y.: Simon & Schuster, 1999.
- Roesner D. Musicality in Theatre: Music as Model, Method and Metaphor in Theatre-Making. Farnham: Ashgate, 2014.
- Roudané M. Notes // Roudané M. Edward Albee: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
- Zinman T. Edward Albee. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2008.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 мая 2023.
- Опубликована: 10 июля 2023.
Ключевые слова
- Э. Олби
- американская драматургия
- музыкальность
- интермедиальность
- театр
- E. Albee
- American drama
- musicality
- intermediality
- theatre
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»