• Научная статья
  • 10 июля 2023
  • Открытый доступ

Музыкальность пьес Эдварда Олби (на примере пьесы «Три высокие женщины»)

Аннотация

В данной статье предпринимается попытка показать черты музыкальности в творчестве американского драматурга Эдварда Олби на материале пьесы «Три высокие женщины». Пьесы Олби тесно связаны с другими видами искусства, особенно с музыкой, зачастую напоминают партитуру. По убеждению Олби, драматическое произведение по точности должно соответствовать нотной записи. Обладая музыкальным образованием и опытом создания этюдов, драматург многое перенял из музыки. Пьеса «Три высокие женщины» изобилует подробнейшими авторскими ремарками с директивами относительно того, как должны быть произнесены слова; драматург особое внимание уделяет тональности и громкости, смене ритма, певучести. В пьесе множество ускоряющих ритм речевых повторов, а стремление героев заканчивать фразы друг за другом придаёт тексту ощущение плавности и певучести. Цель исследования – выявить механизм создания музыкального эффекта в пьесе «Три высокие женщины». В статье акцентируется внимание на сходстве поэтики драматурга с музыкой. Научная новизна работы заключается в интермедиальном подходе в изучении пьесы «Три высокие женщины». В результате в исследуемой нами пьесе выявлены черты, позволяющие говорить о тесной связи драматического текста Олби с музыкальным произведением.

Источники

  1. Богданова П. Б. Режиссёры-семидесятники. Новое литературное обозрение. М., 2014.
  2. Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. № 6.
  3. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. М., 1978. Ч. 2.
  4. Коваленко Г. В. Театр Эдварда Олби. СПб.: Балтийские сезоны, 2020.
  5. Котлярова В. В. Музыкальность художественного мышления драматургов США XX века (к проблеме взаимодействия литературы и других искусств) // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 8.
  6. Паверман В. М. Американская драматургия 60-х годов XX века: динамика художественной формы. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011.
  7. Паверман В. М. Драматургия Эдварда Олби 60-х годов XX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.
  8. Седых Э. В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. 2008. Вып. 3-2.
  9. Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. 2001. Вып. 12.
  10. Appelo T. Three Tall Women // The Nation. 1994. Vol. 258. No. 10.
  11. Edward Albee and Absurdism / ed. by M. Y. Bennett. Leiden – Boston: Brill, 2017.
  12. Edward Albee Interviewed by D. Diehl // The Transatlantic Review. 1963. No. 13.
  13. Gussow M. Edward Albee: A Singular Journey. N. Y.: Simon & Schuster, 1999.
  14. Roesner D. Musicality in Theatre: Music as Model, Method and Metaphor in Theatre-Making. Farnham: Ashgate, 2014.
  15. Roudané M. Notes // Roudané M. Edward Albee: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
  16. Zinman T. Edward Albee. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2008.

Информация об авторах

Сметанина Наталья Александровна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 мая 2023.
  • Опубликована: 10 июля 2023.

Ключевые слова

  • Э. Олби
  • американская драматургия
  • музыкальность
  • интермедиальность
  • театр
  • E. Albee
  • American drama
  • musicality
  • intermediality
  • theatre

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)