• Научная статья
  • 21 августа 2023
  • Открытый доступ

«Земля воды» – роман воспитания: Грэм Свифт как последователь Чарльза Диккенса

Аннотация

Цель исследования – выявить, как в романе Г. Свифта «Земля воды» объективируется тема воспитания Тома Крика в сравнении с процессом взросления «настоящего джентльмена» Филипа Пиррипа, рассказчика в романе «Большие надежды». Значительное внимание уделяется тому, как несбывшиеся ожидания влияют на жизнь персонажей Г. Свифта и Ч. Диккенса и как «большие надежды» соотносятся с любопытством, главной чертой человеческого характера. Цитируя исследователей Свифта, автор статьи описывает следующую типологию любопытства, проявляемого к миру и к прошлому, – следовательское, сексуальное и историческое. Научная новизна заключается в постановке коррелятивной пары «любопытство/воспитание», образующей сюжетный конфликт произведения «Земля воды», которое исследуется как роман воспитания. В результате выдвигается тезис о том, что в романе Г. Свифта объективацией темы воспитания главного героя является непосредственно человеческое любопытство. События в жизни Тома Крика формируются как результат проявления героем следовательского и сексуального любопытства, а историческое любопытство профессиональный историк Крик проявляет, когда пытается выявить причины трагедии из своего прошлого.

Источники

  1. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.
  2. Беляков Д. А. «Волшебная гора» Томаса Манна: от романа испытания к роману становления: монография. М.: Флинта, 2019.
  3. Бондарев А. П. Мифология. История. Человек: литература Великобритании и США: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского государственного лингвистического университета, 2014.
  4. Колодинская Е. В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и постмодернистская историография (Г. Свифт, Дж. Барнс): дисс. … к. филол. н. М., 2004.
  5. Сатюкова Е. Г. Феномен «английскость» в творчестве Г. Свифта: дисс. … к. филол. н. Астрахань, 2012.
  6. Стринюк С. А. Человек и история в романах Грэма Свифта: дисс. … к. филол. н. Пермь, 2003.
  7. A Companion to Charles Dickens / ed. by D. Paroissien. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2008.
  8. Charles Dickens. Bloom’s Classic Critical Reviews / ed. and with an introduction by H. Bloom. N. Y.: Bloom’s Literary Criticism; Infobase Publishing, 2008.
  9. Conversations with Graham Swift / ed. by D. P. Kaczvinsky. Jackson: University Press of Mississippi, 2020.
  10. Lea D. Graham Swift. Contemporary British Novelists. Manchester: Manchester University Press, 2005.
  11. Malcolm D. Understanding Graham Swift. Columbia: University of South Carolina Press, 2003.

Информация об авторах

Варёшин Никита Владимирович

Московский государственный лингвистический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 июля 2023.
  • Опубликована: 21 августа 2023.

Ключевые слова

  • Г. Свифт
  • Ч. Диккенс
  • роман воспитания
  • историческое любопытство
  • типология любопытства
  • сюжетный конфликт произведения
  • G. Swift
  • Ch. Dickens
  • Bildungsroman
  • historical curiosity
  • typology of curiosity
  • plot conflict of the work

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)