• Научная статья
  • 31 августа 2023
  • Открытый доступ

Информационный матракаж и инфожирение: дискурс-реалии современного медийного пространства

Аннотация

Цель исследования – выявление универсальных лингвосемиотических признаков современного медийно-цифрового кластера. Научная новизна работы состоит в комплексном выделении особенностей дискурсных моделей дискурсной манипуляции текстов современных СМИ в русле изучения лингвосемиотических механизмов функционирования дискурса-матракажа, как в пространстве законченного высказывания, так и на уровне универсального фонда мировой лингвокультуры. Научная новизна исследования также состоит во введении в активный научный оборот терминов «инфосырьё», «дискурс-матракаж» и «инфожирение» с целью уточнения понятийного аппарата и более чёткого семантического структурирования терминосистемы теории информации и теории коммуникации. К одному из основных эпистемологических аспектов работы относится разработка проблематики макродискурсной трактовки медийного пространства как семиотической целостности и ценности, то есть вопросов поисков основ субъективной или универсальной идентичности, на которые можно дать ответ, так или иначе обращаясь к языку. Важным моментом исследования является синергия между концептуальным и эпистемическим измерением знания, иными словами, между лингвистическим и концептуальным анализом медийного дискурса в русле интерпретативно-семиологического подхода. Достигнутые результаты показали преобладание универсальных признаков медийного дискурса, а также позволили обнаружить на уровне его функционирования информацию об элементах мировоззрения и когниции коллективного актора дискурса-матракажа. Полученные данные дали возможность выявить ряд социокультурных признаков языкового мышления личности потребителя медийной информации, необходимых для преодоления кризисно-стрессовых ситуаций, связанных с инфожирением, на путях экзистенциально-психологической стабилизации поведенческих моделей когниции и коммуникации.

Источники

  1. Дюркгейм Э. Д. Моральное воспитание: курс лекций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.
  2. Карасик В. И. Дискурсология как направление коммуникативной лингвистики // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 1.
  3. Карасик В. И. Эволюция и инволюция концептов // Аксиологическая лингвистика: проблемы лингвоконцептологии и лингвокультурных типажей: сб. науч. ст. Волгоград, 2007.
  4. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2002.
  5. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.
  6. Седых А. П. Контекст. Знак. Образ. Белгород: Белгородский государственный университет, 1998.
  7. Седых А. П. Лингвосемиотика философского дискурса: языковая личность Баруха Спинозы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/phil20230203
  8. Седых А. П. Новые тенденции в лингвистических исследованиях: дискурсология, междисциплинарность, регионализация // Филология и новое знание: сб. мат. II рос. науч. конф. с междунар. участием. Белгород, 2022.
  9. Седых А. П., Бузинова Л. М., Иванова В. Р. Психомеханика дискурса французской моды // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 7. https://doi.org/10.30853/phil20230333
  10. Babu J.-Ph. Gustave Guillaume, aux sources archéologiques du problème de l’article: thèse pour obtenir le grade de docteur de l’université Paris-Sorbonne. P., 2014.
  11. Baudrillard J. La société de consommation: ses mythes, ses structures. P.: Denoël, 1974.
  12. Beauvisage Т., Beuscart J.-S., Couronné T., Mellet K. Le succès sur Internet repose-t-il sur la contagion? Une analyse des recherches sur la viralité // Tracés. Revue de Sciences humaines. 2011. № 21.
  13. Droit R.-P. Un voyage dans les philosophies du monde. P.: Albin-Michel, 2021.
  14. Identités sociales et discursives / sous la dir. de P. Charaudeau. P.: Harmattan, 2009.
  15. Kerbrat-Orecchioni C. Le discours en interaction. P.: Dunod, 2005.
  16. Kristeva J. Le temps sensible. Proust et l’expérience littéraire. P.: Folio Essais, 2000.
  17. La répétition en discours / sous la dir. de P. Paissa, R. Druetta. Louvain-la-Neuve: Academia; L’Harmattan, 2019.
  18. Larousse. Le dictionnaire de linguistique et des sciences du langage. P., 2013.
  19. Lejoyeux M. Overdose d’info. Guérir des névroses médiatiques. P.: Éditions du Seuil, 2006.
  20. Magri V. Entre l’écrit et l’oral: l’anaphore rhétorique dans le discours de campagne. L’exemple de N. Sarkozy // SHS Web of Conferences. 2014. Vol. 8. https://doi.org/10.1051/shsconf/20140801055
  21. Molinié G. Eléments de stylistique française. P.: Presses Universitaires de France, 1986.
  22. Morin E. La méthode: en 6 vols. P.: Seuil, 2006. Vol. 6. L’éthique.
  23. Rastier F. Sémantique interprétative. P.: Presses Universitaires de France, 2009.
  24. Romero C. La répétition dans le discours publicitaire // Re-Répéter-Répétitions: actes de journées d’étude (Chambéry, 16-18 avril 2007) / éds.: A.-F. Pifarré, S. Rutigliano-Daspet. Chambéry: Université de Savoie.
  25. Sauvajol-Rialland C. Infobésité: comprendre et maîtriser la déferlante d’informations. P.: Éditions Vuibert, 2013.
  26. Sedykh A. P., Emanuele V., Kugan E. I. Linguistic and cultural identity: Epistemological review // Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2022. Vol. 8. No. 3.
  27. Sedykh A. P., Ivanishcheva O. N., Koreneva A. V., Ryzhkova I. V. Modern philological knowledge: Anthropocentrism and linguistic identity // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. No. 4.38.
  28. Tabachnick M. Psychomécanique du langage et sémiotique du texte littéraire. Sarrebruck: Ed. Universitaires Européennes, 2011.

Информация об авторах

Седых Аркадий Петрович

д. филол. н., проф.

Московский международный университет; Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Белгородский государственный технологический университет

Акимова Эльвира Николаевна

д. филол. н., проф.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Щербаков Андрей Владимирович

к. филол. н., доц.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 июля 2023.
  • Опубликована: 31 августа 2023.

Ключевые слова

  • медийно-цифровой кластер
  • дискурс-матракаж
  • информационное ожирение
  • концептосфера современных СМИ
  • информационная экосистема
  • media-digital cluster
  • matraquage discourse
  • information obesity
  • conceptual sphere of modern mass media
  • information ecosystem

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)