• Научная статья
  • 31 августа 2023
  • Открытый доступ

Поиски новых ритмико-звуковых форм русского стихосложения в эпоху модернизма: от предсимволизма к конструктивизму

Аннотация

В статье анализируются теоретические декларации и художественные инновации русских поэтов-модернистов, осуществивших на рубеже XIX-XX вв. реформу стихосложения. Метро-ритмические и фонетические эксперименты оказались для поэтов приоритетными – осмысление их версификационного многообразия и художественной направленности является целью исследования. Творческие поиски новых стиховых форм носили острополемичный характер – в комплексном рассмотрении эстетических интенций предсимволистов, символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов, экспрессионистов, формлибристов, неоклассицистов, конструктивистов заключается научная новизна исследования. В результате становится очевидным, что распространение новаторских фоностилистических модификаций и утверждение неклассических метро-ритмических разновидностей в поэзии Серебряного века были нацелены не только на создание нового искусства, но также на становление нового мирочувствования и нового эстетического сознания современников. Актуализация проблемы выразительных возможностей словесности в 1880-1920-е гг. привела к возрождению акустического бытования стихотворных произведений – в борьбе за жизнестроительную будущность поэтического слова как никогда ранее обострилась необходимость в синтезе искусств, соотносящемся с глубинными процессами синестетического восприятия и творческого мышления человека.

Источники

  1. Воскресенская Ц. А. Мои воспоминания. М.: Время, 2006.
  2. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.
  3. Конанчук С. В. Проблемы современного эстетического образования: становление новой чувственности // Человек и образование. 2021a. № 1 (66).
  4. Конанчук С. В. Синестезия как общеэстетическая категория и художественная универсалия // Вестник музыкальной науки. 2021b. Т. 9. № 3.
  5. Конанчук С. В. Синестезия как эстетическая категория и ее связь с другими универсалиями эстетики // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11. № 1.
  6. Корниенко О. А. Игровая поэтика в литературе. К.: НПУ, 2017.
  7. Макарова С. А. Музыкальность лирики и вербализация музыки в русском искусстве. М.: Азбуковник, 2020а.
  8. Макарова С. А. «Предварительное действо» А. Н. Скрябина: идейно-содержательное и художественное своеобразие стихотворного пролога «Мистерии» // Ученые записки. М.: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2021. Вып. 10.
  9. Макарова С. А. Творческие поиски и художественные стратегии М. Горького: между стихом и прозой // Верхневолжский филологический вестник. 2020b. № 2 (21).
  10. Сельвинский И. Л. Черты моей жизни // Советские писатели. Автобиографии: в 2-х т. / сост. Б. Я. Брайнина и Е. Ф. Никитина. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. Т. 2.
  11. Сельвинский И. Л. Я буду говорить о стихах. М.: Советский писатель, 1973.

Информация об авторах

Макарова Светлана Анатольевна

д. филол. н.

Издательство «ЛЕКСРУС», г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июля 2023.
  • Опубликована: 31 августа 2023.

Ключевые слова

  • русский модернизм
  • поэтические течения
  • реформа стихосложения
  • фоника и метро-ритмика
  • синтез искусств
  • Russian modernism
  • poetic schools
  • versification reform
  • phonics and metrics-rhythmics
  • synthesis of arts

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)