• Научная статья
  • 1 сентября 2023
  • Открытый доступ

Прагмалингвистический подход к описанию речевого поведения ораторов в жанре немецко- и англоязычного научно-популярного дискурса "видеолекция"

Аннотация

Целью представленной статьи является описание реализации стратегического речевого поведения двух групп спикеров – немецкоязычных и англоязычных – с позиции прагмалингвистики в жанре научно-популярного дискурса «видеолекция». В статье описываются прагмалингвистические характеристики жанра «видеолекция» как типовой ситуации общения, рассматриваются фрагменты стереотипного и индивидуального речевого поведения спикеров конференции TED Talks и TED Talks Germany, а также проводится их сравнительный анализ. Научная новизна исследования заключается в применении прагмалингвистического подхода к изучению современных дискурсивных практик ораторов в жанре научной видеолекции. Впервые проведен сравнительный анализ дискурсивных практик немецкоязычной и англоязычной групп спикеров с целью выявления специфики речевого поведения для оказания максимально эффективного речевого воздействия на аудиторию, а также описаны компоненты коммуникативной ситуации видеолекции. В результате выявлены и представлены фрагменты стереотипного и индивидуального речевого поведения лекторов, актуализированные тремя коммуникативными стратегиями: стратегией аттракции, стратегией презентации новых знаний, стратегией убеждения – и составляющими их тактиками.

Источники

  1. Аликаев Р. С., Карчаева С. Х. Типологические особенности научного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. № 11.
  2. Багиян А. Ю. Сущностные свойства и основные характеристики научно-популярного дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 3.
  3. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / под науч. ред Л. В. Куликовой. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015.
  4. Иссерс О. С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник Омского государственного университета. 2011. № 4.
  5. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000.
  6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  7. Карасик В. И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007.
  8. Кегеян С. Э., Кресова Н. С., Сиганова В. В. Основные жанры научного дискурса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 11.
  9. Кронгауз М. А. Семантика. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
  10. Лесняк М. В. Дискурсивные практики немецких политиков в 1930-1933 гг.: прагмалингвистический аспект: дисс. … к. филол. н. Ростов н/Д, 2014.
  11. Лесняк М. В., Товкаленко А. А. Коммуникативные стратегии англоязычного спикера в научно-популярном медиадискурсе (на примере материалов проекта TED Conference) // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 465.
  12. Лесняк М. В., Товкаленко А. А. Речевое поведение спикера в научно-популярном медиадискурсе: лингвопрагматический аспект (на примере немецкоязычного материала проекта TED Conference) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 1.
  13. Матвеева Г. Г. Основы прагмалингвистики. М.: ИНФРА-М, 2022.
  14. Матвеева Г. Г., Ленец А. В., Петрова Е. И. Основы прагмалингвистики. М.: Флинта; Наука, 2013.
  15. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: хрестоматия: учеб. метод. модуль / под ред. Л. Л. Федоровой. М., 2005.
  16. Овшиева Н. Л. О стереотипном речевом поведении // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 6.
  17. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17 / сост. и вступит. ст. И. М. Кобозевой и В. З. Демьянкова; общ. ред. Б. Ю. Городецкого.
  18. Пирс Ч. С. Принципы философии: в 2-х т. / пер. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Т. 2.
  19. Прагматический аспект функционирования языка / отв. ред. Е. И. Беляева, А. М. Шахнарович. Барнаул: Алтайский государственный университет, 1983.
  20. Сапега А. В. Речевое поведение лингвистов – субъектов научной коммуникации: на материале русского и французского языков: автореф. дисс. … к. филол. н. Ростов н/Д, 2008.
  21. Сёрль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17 / сост. и вступит. ст. И. М. Кобозевой и В. З. Демьянкова; общ. ред. Б. Ю. Городецкого.
  22. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2000.

Информация об авторах

Лесняк Марина Валерьевна

к. филол. н.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 июля 2023.
  • Опубликована: 1 сентября 2023.

Ключевые слова

  • дискурсивные практики
  • речевой жанр
  • видеолекция
  • научно-популярный дискурс
  • медиадискурс
  • discourse practices
  • speech genre
  • video lecture
  • popular science discourse
  • media discourse

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)